Главная                                                                                                Более подробная биография

Изобретатель первого трактора. ФЕДОР АБРАМОВИЧ БЛИНОВ


Федор Абрамович Блинов

ГУСЕНИЧНЫЙ ХОД - ИЗОБРЕТЕНИЕ СТОЛЬ ЖЕ ВЕЛИКОЕ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ, КАК И КОЛЕСО. НО ЕСЛИ ИМЯ СОЗДАТЕЛЯ КОЛЕСА ЗАТЕРЯНО В ГЛУБИНЕ ВЕКОВ, ТО ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ГУСЕНИЦЫ, ОТ КОТОРОЙ ПОШЛИ ТРАКТОРЫ, ТАНКИ, ИЗВЕСТЕН. ЭТО РУССКИЙ КРЕСТЬЯНИН ФЕДОР АБРАМОВИЧ БЛИНОВ.

Родился Блинов в 1827 году в селе Никольском, Вольского уезда. Саратовской губернии. Родители были крепостными. Обычное крестьянское детство того времени - работа с малых лет, барщина на помещика. С техникой впервые познакомился, работая с отцом в кузнице. Едва овладев грамотой, стал много читать. Попадались книги и по «механическому делу». Тогда-то и возник его интерес к технике, желание познакомиться с ней на практике. Где в то время проще всего мог реализовать это желание крестьянский парень из приволжской деревни? Конечно же на Волге, по которой ходят красавцы пароходы - чудеса техники!

Получив у помещика «вольную», Блинов отправляется на Волгу. На пароход удалось устроиться не сразу - сначала работал грузчиком, бурлаком. В конце концов поступил на пароход «Геркулес», на котором служил почти четверть века- кочегаром, помощником машиниста, машинистом. По всему волжскому пароходству он слыл опытным механиком, способным не только отремонтировать оборудование, но и улучшить любую машину, изготовить сложную деталь. Однажды в разгар навигации на «Геркулесе» лопнул гребной вал, приводившийся от двух паровых машин и вращавший водяные колеса. Изготовление и замена вала влекли за собой большой простой и, соответственно, убытки для хозяина. Мастера, к которым обратился владелец парохода купец Мешков, отказались ремонтировать вал. Все считали, что нужен новый. Тогда Блинов предложил неожиданное решение - разрезать вал на две части, чтобы паровые машины раздельно приводили гребные колеса. Это значительно ускорило ремонт и. улучшило маневренность - «Геркулес» мог свободно поворачиваться даже на месте, выключая одну из машин.

Блинова приглашают для консультаций, стараются переманить на другие пароходы, суля повышенное жалованье. Но он вообще бросает работу. В начале 1877 года, скопив кой-какие деньги, Блинов возвращается в родное Никольское. Он решил заняться свободной творческой деятельностью - мечтает построить «самоход», который облегчил бы крестьянский труд на пахоте и во всякого рода перевозках.

Сначала он изобретает в 1877 году «вагон» на гусеничном ходу. Он напоминал железнодорожный вагон с деревянным кузовом и рамой. В нижней части рамы крепились на рессорах две тележки, которые могли поворачиваться в горизонтальной плоскости вместе с осями опорных колес. «Бесконечные рельсы» «вагона» представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел четыре опорных колеса и четыре ведущие звездочки. В передней части опорной рамы было укреплено поворотное дышло для пароконной упряжки. «Вагон» имел тормозное устройство типа «горного упора», которое использовалось при движении под уклон. По существу, это был первый гусеничный прицеп.

При всей кажущейся простоте «цепеобразного устройства» Блинова оно содержало все элементы современного гусеничного движителя, и, несмотря на столетний прогресс конструкторской мысли, предложенный Блиновым принцип остался неизменным по сей день.

Разработав проект «вагона», Блинов обращается к различным предпринимателям с просьбой оказать содействие в его постройке. Все отказывают. Приходится рассчитывать на самого себя. Чтобы иметь какие-то свободные средства на изобретательство, Блинов ведет большие работы по ремонту и усовершенствованию сельскохозяйственной техники, создает новые конструкции машин. В частности, он придумал одноцилиндровый пожарный насос - более производительный и надежный, чем тогдашний двухцилиндровый.

К слову сказать, у Блинова было ценнейшее для изобретателя качество - все, что он придумывал, он мог сам и сделать, выполнял литейные, токарные, слесарные, столярные работы. Если ему говорили, что ту или иную деталь нельзя изготовить, он немедленно засучивал рукава и доказывал обратное.

В 1878 году купец Канунников, рассчитывая на прибыли от внедрения гусеничного хода, вошел с ходатайством в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче Блинову привилегии, каковая за № 2245 и была получена год спустя. Вводная часть гласила: «Привилегия, выданная из Департамента торговли и мануфактур в 1879 году крестьянину Федору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам...»

В начале 1880 года Федор Абрамович переезжает а уездный город Вольск, где устраивается механиком на цементный завод с условием, что ему предоставят возможность построить «вагон». Одновременно он занимается устройством городского водопровода и по заказам купцов проектирует быстроходные речные буксиры. Летом 1880 года «вагон» построен, и Блинов испытывает его на пахоте, грунтовых дорогах и даже на болотистой местности. Испытания подтвердили работоспособность и показали преимущества гусеничного хода по сравнению с колесным. В пароконной упряжке «вагон» мог перевозить груз, для перевозки которого на колесной тележке требовалось не менее десяти лошадей.

Затем последовали официальные испытания, о которых «Саратовский листок» писал 8 января 1881 года: «Вольск, 3 января (от нашего корреспондента). Позвольте поделиться с вами нашими новостями и интересами последних дней. Новость наша самого приятного содержания. Это изобретение г. Блинова, обещающее иметь, несомненно, в недалеком будущем громадное экономическое значение. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, нагруженная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».

Осенью 1881 года Блинов переезжает в город Балаково Саратовской губернии, неподалеку от Вольска. Там он организует ремонтные мастерские и приступает к строительству «самохода» - трактора на гусеничном ходу. Одновременно выполняет многочисленные заказы по ремонту и изготовлению сельскохозяйственного инвентаря. Но дела по строительству «самохода» идут медленно: не хватает денег, квалифицированных рабочих, оборудования. В 1887 году Блинов арендует небольшой чугунолитейный завод «Благословление», на котором налаживает широкий выпуск пожарных насосов, чтобы решить финансовые проблемы. В 1888 году первый образец «самохода» был изготовлен. Он имел устройство, аналогичное «вагону», но вместо пароконной упряжки был установлен паровой котел на шесть атмосфер, работавший на нефти. Котел приводил в движение две тихоходные паровые машины мощностью 10-12 лошадиных сил при 40 оборотах в минуту. Движение от паровых машин к ведущим звездочкам гусеничного хода передавалось литыми чугунными шестернями. Каждая гусеница приводилась отдельно. Поворот «самохода» обеспечивался выключением или включением соответствующей машины.

Более подробная биография

Главная
Сайт создан в системе uCoz