Уроки информатики.  Системы счисления.         

Назад                                                                                   

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Решение задач

Ход урока:

  1. Орг.момент (1 мин)

Приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Сообщение темы, целей и задач урока (2 мин).

Ребята, сегодня наш урок будет посвящен систематизации и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Арифметические операции в позиционных системах счисления», но это будет не обычный урок, а урок-путешествие. Ваша задача – попасть из великого Красноярска, которому 70 лет, в Норильск, используя специальную карту путешествия, которая поможет не заблудиться в дороге. В пути вас ожидают некоторые трудности, преодолеть которые вы сможете, выполнив задания разнообразных конкурсов, указанные в листках путешествия. Здесь вас ждет «Лабиринт», пройти который необходимо, чтобы попасть на речной вокзал. Затем вы купите билет на теплоход (конкурс «Речной вокзал») и поплывете по водам великого Енисея (конкурс так и называется «Енисей»). Выполнив задание конкурса «Змейка», вы совершите путешествие по извилистым дорогам из Дудинки в Норильск. При выполнении каждого конкурса Вам будут начисляться баллы. Кто быстрее доберется до дома (наберет больше баллов, не забывая при этом пословицу «Тише едешь – дальше будешь»), тот станет победителем. В добрый путь, ребята!

  1. Мотивация учебной деятельности (2 мин).

Для того чтобы выполнить задания, вам необходимы знания, которые вы получили на предыдущих уроках, изучая арифметические операции в позиционных системах счисления. Внимательно читайте задания и все требования к их выполнению, я уверена, что ваше путешествие будет увлекательным, в конце которого вас ждет успех!

  1. Систематизация и обобщение (30 мин)

В начале класс разбивается на 3 команды и выбираются судьи – 2 человека, которые проверяют правильность выполнения заданий, начисляют баллы за конкурсы и делают записи в специальном табло путешествия (являются помощниками учителя).

I конкурс «Лабиринт»:

Каждая группа получает карточку с исходным заданием

и 4 листа с заданиями этапов лабиринта:

Сначала каждая команда должна выполнить задание на своей исходной карточке, затем, найдя ответ, перейти к I этапу лабиринта: найти полученное число в первом столбике листа 1 и найти значение частного. Решив отдельный пример, можно перейти к решению второго этапа лабиринта и т.д. Учитывать, что результат I задания обязателен для выполнения следующего.

Решения:

  1. 102+112=1012
  2. 1012-102=112
  3. 112·112=10012
  4. 10012+12=10102
  5. 10102:102=1012
  1. 112+112=1102
  2. 1102-12=1012
  3. 1012·112=11112
  4. 11112+112=100102
  5. 100102:112=1102
  1. 112+12=1002
  2. 1002-102=102
  3. 102·1012=10102
  4. 10102+1012=11112
  5. 11112:1012=112

По результатам «Лабиринта» каждая команда может получить максимальное количество 7 баллов.

II конкурс «Речной вокзал»:

Вот Вы и добрались до вокзала. Теперь Вам предстоит приобрести билет на теплоход, разгадав ребус:

(д в о ич на я)

Продолжите словосочетание и письменно объясните его смысл.

(max 2 балла)

Зарядка для глаз (1 мин)

III конкурс «Енисей»:

Теперь Вас ждет речной путь по Енисею до Дудинки. Проплыв на теплоходе несколько дней, вы встречаете пороги, преодолеть которые вам поможет решение словесного уравнения:

(основа ни е)

При сдаче ответа членам жюри необходимо письменно пояснить этот термин, как он связан с изученной темой. (max 6 баллов)

IV конкурс «Змейка»:

Вот вы почти и дома: осталось сесть в машину и по извилистой дороге, напоминающей змейку, добраться до Норильска.

При сдаче ответа членам жюри необходимо написать на листе ответа таблицу основных равенств данной операции в двоичной системе счисления. (max 5 баллов)

V. Итог урока (2 мин)

Члены жюри подводят итоги, оглашают победителя. Учитель выставляет оценки:

Оценка Баллы

  1. 18-20
  1. 14-17
  1. 10-13

Те, кого не устраивает оценка, полученная на уроке, могут исправить ее, выполнив обязательно второе задание в домашней работе.

Вопросы учащимся:

  1. Чем мы занимались на уроке?
  2. Для чего следует изучать тему «Системы счисления. Арифметика в позиционных с.с.»?

VI. Д/З (3 мин)

Вычислить значение выражения 1212329-22129 и ответ записать в 9 с.с.

Творческое задание:

Вычислив приведенные в таблице значения х и у, записать их в 10 с.с. и построить в координатной плоскости полученные точки, соединив их последовательно друг с другом:

№ п/п

Х

У

1

13

1816:616

2

226-216

2,48 ·28

3

А1016-АОЕ16

67:28

4

216·13

116

5

1216:216

378-368

6

28·34

17:118

7

306:136

112

8

27(F16-C16)

102·34-104

9

6,48

1F16-1D16

10

110,12+0,48

2,816

11

111,12

25·16

12

1002·102

1E16-1C16

13

B16

1,48+2,48

14

1B16-1016

57

15

104·34

F16·416-3916

16

204

5018:1C18

17

1112+12

14

18

FO16:267

416-308

19

C16

316

Точки, полученные в пунктах 7 и 8 (12 и 13) не соединять между собой.

 

                                                                                     

 

Назад 

 

 

Сайт создан в системе uCoz