Уроки информатики. Системы счисления.
Тема урока: «Арифметические операции в позиционных системах счисления».
Форма урока: Интегрированный урок.
Тип урока: Урок изучения нового материала. Изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением.
Цели урока: 1. Выработать умение производить арифметические операции в позиционных системах счисления. Научить учащихся применять свои знания к практическим ситуациям.
2. Расширять кругозор учащихся на основе межпредметных связей.
3. Формировать у учащихся верное представление об уровне своих возможностей в учебной деятельности.
Приёмы: 1. Общая характеристика.
2. Разъяснение.
Методы обучения: 1. Словесный (объяснение).
2. Наглядный (наблюдение).
3. Практический (разнообразные упражнения).
Общедидактические методы: 1. Объяснительно-иллюстративный.
Дидактические задачи: 1. Приобретение знаний.
2. Формирование умений и навыков.
3. Применение знаний.
4. Контроль.
Материальное обеспечение:
- подготовленная доска;
- заготовки (листы с таблицами, заданиями, листы контроля);
- рабочая тетрадь;
- компьютеры;
- карточки с практическими заданиями.
Основные элементы урока:
1. Сообщение темы и целей урока (1 мин.).
2. Актуализация знаний. Разбор заданий по теме, осмысление и применение ранее изученного (5 мин.):
- тесты (карточки и листы контроля);
- тезисы (карточки и тезисы на экране);
- задания по теме предыдущего урока (работа у доски).
3. Изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков
(заготовки на экране) (15 мин.).
4. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН (карточки с заданиями) (11 мин.):
5. Применение полученных ЗУН: практическая работа учащихся на компьютере (практические задания, листы контроля) (8 мин.).
6. Анализ результатов обучения на уроке, проверка и оценка ЗУН (2 мин.).
7. Домашнее задание (2 мин.).
8. Подведение итогов урока (1 мин).
Ход урока.
1.
1) Сообщение темы и целей урока.
Учитель сообщает учащимся тему, цели и этапы урока.
Каждому ученику роздана папка, в которой содержится раздаточный материал, необходимый для проведения урока: тест, листы контроля, тезисы, упражнения на проверку домашней работы, упражнения для закрепления, практическая работа, таблицы сложения в 2-й, 8-й СС, таблицы вычитания и умножения в 2-й СС, таблица перевода чисел в различных СС, домашнее задание, резервное задание.
2.
2) Актуализация знаний. Разбор заданий по теме, осмысление и применение ранее изученного.
Домашним заданием было повторить весь материал по теме «Информация и информационные процессы». Как вы справились с этим, мы с вами узнаем сегодня на нашем уроке.
Чтобы проверить домашнее задание, я предлагаю вам тест (в файлах по количеству учащихся, листы контроля).
1. Тест по теме: «Информация и информационные процессы».
1. Какое устройство не предназначено для обработки информации?
А) Барометр; в) калькулятор;
б) арифмометр; г) компьютер.
2. За минимальную единицу измерения количества информации принят:
а) 1 бод; в) 1 байт;
б) 1 пиксель; г) 1 бит.
3. Какое количество информации содержит один разряд шестнадцатеричного числа?
А) 4 бит; в) 1 байт;
б) 1 бит; г) 16 бит.
4. Как записывается десятичное число 1110 в двоичное системе счисления?
А) 1111; в) 1011;
б) 1101; г) 1001.
5. При переносе запятой на два знака вправо число 101,0112:
а) уменьшилось в 4 раза; в) увеличилось в 2 раза.
Б) увеличилось в 4 раза; г) уменьшилось в 2 раза.
Ответы.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
а |
г |
а |
в |
б |
Устную разминку мы проведём следующим образом. Вам нужно ответить на вопросы тезисов по теме «Информация и информационные процессы» (на экране).
2. Тезисы.
№ |
Согласны ли вы с утверждением |
Да |
Нет |
1 |
Процессы, связанные с получением, хранением, передачей и обработкой информации – это информационные процессы. |
+ |
|
2 |
За единицу количества информации принято такое количество информации, которое уменьшает неопределённость в 3 раза. Такая единица названа бит. |
|
+ |
3 |
Обработка информации – один из видов информационной деятельности человека. |
+ |
|
4 |
Компьютер – это универсальный инструмент для работы с информацией. |
+ |
|
5 |
Информационная ёмкость молекулы ДНК ниже информационной емкости цифровых носителей информации. |
|
+ |
6 |
Число 1567 записано с ошибкой. |
|
+ |
7 |
Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011 |
|
+ |
8 |
Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления. |
|
+ |
9 |
Число 3005,234 записано с ошибкой. |
+ |
|
10 |
Число 398 записано в восьмеричной системе счисления. |
|
+ |
Чтобы проверить, как вы справились с домашней работой, предлагаю выполнить следующие задания у доски.
3. Перевод чисел в различных системах счисления.
Учащимся предлагаются задания на карточках, аналогичные домашним (у доски).
3.
3) Изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков.
Открыли тетради, записали тему урока (на доске).
Двоичная система счисления является стандартом при конструировании компьютеров, т.к. наиболее просто технически создать электронные схемы, работающие в двух устойчивых состояниях (0 и 1); просто выполняются арифметические действия; для выполнения логических операций можно применить алгебру логики.
Двоичная СС используется для организации машинных операций по преобразованию информации, десятичная – для ввода и вывода информации, восьмеричная и шестнадцатеричная – для составления программ на языке машинных кодов для более короткой и удобной записи двоичных кодов.
Арифметические операции во всех позиционных СС выполняются по одним и тем же правилам. Важно помнить алфавит СС: 2-я – 0, 1; 8-я – 0 – 7; 16-я – 0 – 9, A – F.
При переполнении разряда, когда величина числа становится равной или большей основания, производится перенос в старший разряд при сложении и заём из старшего разряда при вычитании. Величина переноса в следующий разряд при сложении и заём из старшего разряда при вычитании определяется величиной основания системы счисления: в 2-й СС – основанием 2, в 8-й – 8, в 16-й – 16.
При выполнении операции вычитания всегда из большего по абсолютной величине числа вычитается меньшее и ставится соответствующий знак.
При выполнении операции умножения множимое последовательно умножается на очередную цифру множителя.
При выполнении арифметических операций можно пользоваться таблицей представления чисел в различных СС.
Представление чисел в различных системах счисления.
N10 |
N2 |
N8 |
N16 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
01 |
1 |
1 |
2 |
10 |
2 |
2 |
3 |
11 |
3 |
3 |
4 |
100 |
4 |
4 |
5 |
101 |
5 |
5 |
6 |
110 |
6 |
6 |
7 |
111 |
7 |
7 |
8 |
1000 |
10 |
8 |
9 |
1001 |
11 |
9 |
10 |
1010 |
12 |
A (10) |
11 |
1011 |
13 |
B (11) |
12 |
1100 |
14 |
C (12) |
13 |
1101 |
15 |
D (13) |
14 |
1110 |
16 |
E (14) |
15 |
1111 |
17 |
F (15) |
Сложение (примеры записаны на доске).
Таблица в 2-й СС Примеры: 2-я СС 8-я СС 16-я СС
0+0=0 110 37 А5
0+1=1 + 11 +25 +3В
1+0=1 _____ _____ ____
1+1=10 1001 64 Е0
Для сложения чисел в 8-й СС можно воспользоваться таблицей.
Таблица сложения в восьмеричной СС.
+ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Вычитание.
Таблица в 2-й СС Примеры: 2-я СС 8-я СС 16-я СС
0-0=0 110 100 9С
0-1=1 - 11 -37 - 78
1-0=1
1-1=0 _____ _____ ____
11 41 24
Заём обозначен 1 с чертой.
Умножение.
Таблица в 2-й СС Примеры: 2-я СС 8-я СС 16-я СС
0*0=0 110 67 54
0*1=0 * 11 * 2 * 2
1*0=0 _____ ____ _____
1*1=1 110 156 А8
110
______
10010
Деление. Примеры: 2-я СС 8-я СС 16-я СС
110 I 11 74 | 2 А6 | 2
I______ - 6 ----- -А ----
-11 10 __ 36 ___ 53
____ 14 6
0 - 14 - 6
___ ____
0 0
Для проведения арифметических операций с числами разных СС необходимо перевести их в одну. Лучше всего переводить в 10-ю СС, т.к. проще выполнять операции. В сложных ситуациях вообще можно использовать этот приём: перевести все числа в 10-ю СС, выполнить необходимую операцию, результат опять перевести в ту СС, в которой был задан пример. Более более длинный, но надёжный.
Пример: 108 + F16 = 810 + 1510 = 2310.
4.
4) Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.
Для закрепления изученного материала выполним следующие упражнения у доски (задания розданы всем учащимся).
1. Числа 10102 и 102:
а) сложить (1100);
б) вычесть (1000);
в) умножить (10100);
г) разделить (101).
2. Числа 418 и 178:
а) сложить (60);
б) вычесть (22);
3. Умножить 468 и 28 (114).
4. Разделить 528 и 28 (25).
5. Сложить числа 4116 и 916 (4А).
6. Вычесть числа 5В16 и 616 (55).
7. Умножить числа 4516 и 216 (8А).
8. Разделить числа 2Е16 и 216 (17).
9. Сложить числа 102 и А16 (210+1010=1210).
5.
5) Применение полученных ЗУН: практическая работа учащихся на компьютере.
Вы увидели, насколько просто выполняются арифметические операции в 2-й СС. Правда, количество разрядов быстро растёт, но зато просто, а значит, надёжно. Поэтому ПК и надёжное устройство, т.к. процессор обрабатывает информацию в двоичных кодах.
Знание правил осуществления арифметических операций в позиционных системах счисления может пригодиться вам, если вы свяжете свою будущую профессию с наукой информатикой.
В реальной жизни эту работу за нас сделают специальные программы - ассемблеры, которые закодируют привычную для нас числовую информацию в коды, процессор ПК произведёт необходимые нам операции над битами, информация этими же программами будет декодирована, и мы увидим результат на экране монитора.
Но какие бы хорошие программы не были, их пишут люди – программисты, как правило специалисты высокого класса. И знание правил выполнения арифметических операций в позиционных СС им необходимо. Возможно, кто-то из вас в будущем станет программистом и будет писать умные и полезные программы.
Для вычислений в позиционных системах счисления мы воспользуемся калькулятором. Вам предстоит выполнить практическую работу.
Практическая работа по теме
«Арифметические операции в позиционных системах счисления».
1. Запустить приложение Калькулятор:
Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор.
В меню выбрать пункт Вид – Инженерный.
Bin – 2 СС, Dec – 10 СС, Oct – 8 СС, Hex – 16 СС.
Корни обозначений 2-й, 8-й, 10-й и 16-й СС имеют латинские происхождение.
DEC (лат. DECIMAL – десятичный); BIN (лат. BINARY – двоичный); HEX (лат. HEXIMAL – шестнадцатеричный); OCT (лат. OCTIMAL – восьмеричный).
Нам знакомы слова: цифра 10, дециметр (1 м = 10 дм) - знаем из уроков математики; Бином Ньютона – вы сейчас этим занимаетесь на уроках алгебры; бинарные системы знакомы вам из уроков физики, химии, биологии; октава состоит из 8 нот – знаем из уроков музыки.
2. Выполнить арифметические операции и записать карандашом ответы.
а) Выполнить арифметические операции в 2-й СС:
1) 11102 + 10012 = 101112
2) 11102 – 10012 = 1012
3) 11102 * 10012 = 11111102
4) 11102 / 112 = 1002
б) Выполнить арифметические операции в 8-й СС:
5) 678 + 238 = 1128
6) 678 – 238 = 448
7) 678 * 238 = 20258
8) 748 / 248 = 38
в) Выполнить арифметические операции в 16-й СС:
9) AF16 + 9716 = 14616
10) AF16 – 9716 = 1816
11) AF16 * 9716 = 673916
12) 5A16 / 1E16 = 316
3. Сложить числа 5Е16 и 128. Сумму представить в десятичной системе счисления.
13) (9410 + 1010 = 10410)
4. Оцените урок по 5-бальной системе, ответ запишите в 2-й СС.
(5- 101, 4 – 100, 3- 11, 2 – 10).
Оценка урока:
|
|
|
Проверка практической работы осуществляется следующим образом: на экран проектируются примеры с ответами, ученики сравнивают свои ответы с правильными.
Оценки за урок в 10-й и 2-й СС записаны на доске, после выставления их учащимися подсчитать количество и дать среднюю оценку уроку.
6.
6) Анализ результатов обучения на уроке, проверка и оценка ЗУН.
В течение всего урока работа учащихся по всем видам деятельности оценивается на доске, учитель выводит среднюю оценку и выставляет её в журнал и дневники учащихся.
Результаты обратной связи (оценка, данная учащимися за урок).
7.
7) Домашнее задание. (Спроектировано на экран, даётся краткая инструкция по выполнению).
1. Найдите среднее арифметическое чисел, ответ представьте в десятичной СС:
1) 100101102, 11001002 и 1100102 (10010)
2) 2268, 6416 и 628 (10010).
2. Расставьте знаки арифметических операций, чтобы получилось верное равенство:
1100 ? 11 ? 100 = 100000 (12 * 3 – 4 = 32).
3. Вычислите выражение, ответ запишите в десятичной СС:
(11111012 + AF16) / 368 (1010).
8.
8) Подведение итогов урока.
1. Какие правила применяются для выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления?
2. Что необходимо помнить при выполнении операций в различных позиционных системах счисления?
3. Как нужно поступить, если операции производятся над числами, представленными в различных позиционных системах счисления?
Резервные задания (выполняются фронтально):
1. Записаны числа 19,9910, 10,102, 64,58, 39,F16. Во сколько раз увеличатся цифры при переносе запятой вправо? Уменьшатся при переносе запятой влево? (В 10, 2, 8, 16 раз соответственно).
2. Каково минимальное основание системы счисления, если в ней записаны числа 123,01 и 567,34? (8)
3. Какие числа записаны с ошибками: 185,7948; 11022; 1345,526; 112,0113; 16,5455; В105,А11; 13АЕ,1К16?
4. Сравнить числа: 1102 и 1103 (<); 5508 и 5506 (>).
5. Выпишите целые числа, принадлежащие промежутку [148; 208]
(148; 158; 168 ;178; 208).