Профессиональное кредо

 

Школьный психолог – это психолог-практик, умеющий общаться с учителями и принятый в педагогическом коллективе, имеющий профессиональный авторитет среди учащихся и их родителей. Ему близка и понятна школьная жизнь, он готов работать в «школьной текучке» с полной нагрузкой, заниматься многими психолого-педагогическими проблемами, владеть методами психодиагностической и психокоррекционной работы.

Спецификой моей работы является то, что школа является сельской и от психолога иной раз ждут помощи в решении проблем, не только касающихся школьной жизни, но и личных, семейных и многих других.  Психолог, как и педагог в селе, всегда на виду, должен оставаться психологом все 24 часа в сутки.

         Среди разнообразия концепций мне больше всего для моей работы подошли следующие:

Широкое распространение получила концепция, разработанная сотрудниками лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО, возглавляемой И.В. Дубровиной.

Согласно этой концепции, психологическая служба образования рассматривается как компонент целостной системы образования; целью её деятельности является психологическое здоровье детей школьного и дошкольного возраста.

Основными задачами психологической службы образования выступают следующие:

¬       Реализация в работе с детьми возможностей и резервов развития каждого возраста;

¬       Развитие индивидуальных особенностей детей;

¬       Создание благоприятного для развития ребёнка психологического климата;

¬       Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, родителям и педагогам.

В качестве основных видов деятельности практического психолога выступают: психологическое просвещение как приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям; психопрофилактика, направленная на сохранение психологического здоровья детей; психологическое консультирование всех участников образовательного процесса; психодиагностика развития ребёнка, сформированости определённых психологических новообразований, личностных и межличностных особенностей с целью определения психологических причин, проблем и трудностей в обучении их воспитании в последующей их коррекцией.

   По мнению И.В. Дубровиной, все направления работы существуют в единстве, но «психодиагностика  находится в центре внимания психологической службы образования».

 

Не менее интересна концепция М.Р.Битяновой, которой я тоже придерживаюсь.

М.Р. Битянова – автор оригинальной концепции психологического сопровождения.

Под сопровождением М.Р. Битянова принимает такую систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного воздействия. При этом автор настаивает на принципиальном отличии сопровождения от руководства или помощи.

         Принцип сопровождения является для автора отправной точкой при разработке конкретных вопросов, в частности направлений работы школьного психолога. К последним относятся: школьная прикладная диагностика; психокоррекционная и  развивающая работа со школьниками; консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов; социально – диспетчерская деятельность.

Подрастающему человеку всё время говорят, что надо уметь управлять своим поведением, но не говорят, как это делать. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Они часто обращаются с вопросами о том, как узнать себя, как развить те или иные качества личности, как определить свои способности, как наладить отношения со сверстниками или взрослыми. Просят подсказать им, как изменить что-то в своём поведении, характере. Именно по этому, на своих первых занятиях я знакомлю своих ребят с древней восточной притчей: «Если ты хочешь навести порядок в своей стране, сначала наведи порядок в провинции. Если ты хочешь навести порядок в провинции, наведи порядок в городах. Чтобы был порядок в городах, наведи порядок в семьях. Если хочешь порядка в семьях, наведи порядок в собственной семье. Чтобы был порядок в семье, наведи порядок в самом себе, а для этого ты должен познать самого себя».

Я полностью солидарна с Борисом Михайловичем Тепловым, который подчёркивал: «Психология даёт возможность понимать самого себя… А знать себя необходимо для самовоспитания… для того, чтобы сознательно выбирать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы Родине и получить больше всего удовлетворения». Дети должны научиться сами понимать свои сильные и слабые стороны. Познание бесконечных потенциальных возможностей, заложенных в человеке природой и социумом, может побудить ребёнка надеяться и опираться,  прежде всего на самого себя, а не только ждать и требовать чего-то от других.

 

Хороший психолог, прежде всего, уважает в Вас личность, доброжелателен, при этом много знает и умеет, но не подавляет своей компетентностью. После разговора со специалистом есть ощущение, что вас понимают и стремиться понять, язык не нагружен профессиональными терминами.

Психологическая помощь – это всегда работа и сотрудничество двоих: психолога и клиента. Это творческий процесс, где есть место для радости, эйфории, скуки и безысходности, самым тонким оттенком чувств и эмоций, работа неотделима от самой личности психолога и клиента.

Это работа которая мне интересна и востребована. Психологией я стала интересоваться в шестом классе, лет в 12. На протяжении всей жизни у меня сохраняется интерес к человеку, к психике, к созданию и проживанию своей жизни. Это та деятельность, которая постепенно из хобби переросла в профессию. Соответствует моему внутреннему состоянию, убеждению, осознанному выбору.

 

Профессиональное кредо: Бриллианты – это всего лишь кусочки угля, которые хорошо поработали над собой.

Для меня психология - это не только работа, но и жизнь, не только профессиональная реализация и карьерный рост, но и путь саморазвития, создания себя, работы с миром, процесс познания других людей, а так же Творчество с большой буквы. Я творю себя и свою судьбу и пытаюсь научить этому других, чтобы человек после тренинга или консультации мог сам, опираясь на самого себя, строить свою жизнь, решать проблемы иметь доступ к своим творческим, ресурсным состояниям.

 

Ведь именно «творчество помогает понять идею самого себя». Обретённая психическая, творческая Сила сродни магической Силе: она даёт возможность осознать своё всемогущество и реализовывать его.

         В мои обязанности входит работа с учащимися 1-11 классов, их родителями и учителями. Работа состоит  не только с целью оптимизации учебного процесса, но и с учётом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения,  взаимоотношений в триаде «ученик – родитель – учитель». Сопровождение классов с 1 по 11, считаю наиболее оптимальным, т.к у психолога сохраняется возможность проследить динамику обучения и психологического развития детей.

         Для меня важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе, чтобы он хотел в неё ходить и не чувствовал одиноким и несчастным. Важно, чтобы родители и учителя видели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, необходимо, чтобы ребёнок, родители и учителя не были «изолированы» друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Главная моя задача заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для её решения.

         В своей работе помимо традиционных форм обучения и воспитания, использую инновационные технологии, повышающие в целом эффективность образовательной системы в школе. Использование активных форм: тренингов, деловых игр и др.  

         Кроме того, в этом учебном году ,  появилась возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в психологической деятельности.

Кратко о некоторых методиках, которые я применяю в работе.

Диагностических:

         Для каждой возрастной группы в зависимости от проблематики существует пакет диагностических методик (диагностический минимум) сбор которого и осуществляется в рамках повседневной работы в течение года. Однако у каждого психолога есть свои «любимые методики».

         Для меня наибольший интерес представляет использование

-   Проективных методик («Несуществующее животное», «Моя семья» (КРС), «ДДЧ», методика Рене Жиля, «Почта»,  многие другие), т.к. являются наиболее достоверными, дают больной материал для анализа, интересы для клиента. Интересен метод «Незаконченные предложения», тест 20-вопросов и т.п.

-       Социометрического метода (различные варианты социометрии: «Социометрический метод в школьной практике», «отметка другу» и др.), по моему мнению, находится вне конкуренции в работе с ученическими коллективами.

-       Анкетирования, для социологических исследований и мониторинговой работы. (Особенно активно использую в рамках экспериментов по ПП и ПО и федерального эксперимента по совершенствованию структуры образования).

Психотерапевтических:

        Использую в работе элементы когнитивной психотерапии, гештальттерапии, НЛП, сказкотерапии.

        Арт-терапевтические приёмы использую в  индивидуальной работе с детьми, состоящими на учёте службы.

На главную

Сайт создан в системе uCoz