Анализ

работы педагога-психолога МОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п. Черкасское Вольского района Саратовской области» Серовой Е.А. .

 

Приоритетные задачи современного образования, важнейшие для развития как общества в целом, так и конкретной личности -  воспитание творческого и эмоционально- ценностного отношения к миру.

Последние 2 года психологом Серовой Е.А. для осуществления процесса сопровождающей работы учебно-воспитательного процесса ставились следующие задачи:

Тема « Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала каждого школьника»

1. ранняя профилактика и устранение отклонений в развитии, поведении и деятельности детей школьного возраста.

2. психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего периода обучения в целях обеспечения к ним индивидуального подхода.

3. полноценное личностное развитие потенциала ребенка на каждом возрастном этапе.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога является работа с детьми, педагогами и родителями. Для реализации поставленных задач с  данными категориями проводились диагностическая, профилактическая, психоразвивающая, консультационная и просветительская работа.

В течение всего учебного года педагог-психолог старалась охватить все классы.

1. Одним из направлений является работа по адаптации учащихся 1, 5. 10 классов.

Все запланированные мероприятия были проведены в полном объеме: родительские собрания (в июне и сентябре), посещение уроков с целью определения уровня адаптации учащихся, семинар-тренинг для учителей, анкетирование родителей учащихся  1 классов «Адаптационный период ребенка».

С детьми 1-х классов проводился диагностико-прогностический скрининг по готовности учащихся к обучению в школе, который показал, что 65% детей испытывают проблемы в обучении. С детьми 1, 2 классов проводились групповые занятия по развитию познавательных процессов, с некоторыми ребятами, которые находятся в группе «беда», проводились индивидуальные занятия по этой же проблеме. Диагностика в конце учебного года показала, что количество детей с данной проблемой уменьшилось, на заседание ПМПК учащиеся 1 классов не отправлялись. Работа в этом направлении проводится в течение всей начальной школы, а в этом учебном году были затронуты и 5-6 классы.

 Анкетирование учащихся 5 и 10 классов по адаптации, уровня тревожности позволило выявить у  учащихся 5 классов (у 37% детей) наблюдается высокий уровень тревожности. С детьми данного класса проводились различные мероприятия по снятию уровня тревожности, психологические игры, направленные на адаптацию ребят в средней школе. Анкетирование учащихся 5 класса в мае выявило, что количество ребят с повышенных уровнем тревожности уменьшилось. Необходимо продолжить работу в этом направлении.

Учащиеся 10 классов адаптацию прошли успешно. К требованиям учителей привыкли быстро, Мотивы обучения в профильном классе связаны с получением качественного образования, интересом к учебе, учащихся удовлетворены организацией профильного обучения.

2. Еще одним из основных направлений работы педагога-психолога является работа с детьми, стоящими на внутрешкольном учете и из семей, НСОП. На начало учебного года таких ребят, состоящих на учете службы, было 12, на конец года - 16. с детьми проведено  около 90  индивидуальных занятий. Основной формой работы с такими детьми являются индивидуальные развивающие занятия, беседы, консультации,  посещение на дому, некоторых ребят с похожими проблемами объединяли в группы для групповой работы. Работа очень трудоемкая, но уже можно говорить о некоторых сдвигах в этом направлении.

           3. Огромная работа была проведена психологом Серовой Е.А. по установление межличностных отношений в ученических коллективах, развитию эмпатии и рефлексии, толерантности по отношению друг  к другу. Этому была, например, посвящена неделя толерантности в школе. Серова Е.А. провела классные часы по этой теме в 5, 6-х и 8 классах. Кроме того, в 5 классе регулярно ведется «Клуб дружеского общения» цель которого – развитие группового взаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения, формирование эмоционально-положительного отношения друг к другу, приобретение навыков позитивного общения и способам конструктивного разрешения конфликтов, адаптацию на новой образовательной ступени. В следующем учебном году работа будет продолжена по теме «Развитие навыков группового  разрешения проблем».

Среди учащихся 7 «А» и 8 классов была проведена работа по формированию  коллектива класса. Цель: развитие группового взаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения. Задачи: 1. Диагностика группового взаимодействия.
2. Развитие у подростков навыков рефлексии.
3. Развитие у подростков коммуникативной компетентности, освоение разных форм и методов общения.
4. Развитие навыков работы в коллективе. Всего проведено 15 занятий в данных классах.

4.В течение учебного года психолог Серова Е.А. участвовала в работе по профилактике ПАВ. Провела анкетирование учащихся 7-11 классов, участвовала в выпуске «Информ-дайджеста»,  лекторий для родителей «Роль семьи в профилактике наркотической зависимости у детей школьного возраста», провела классные часы «Курение как угроза здоровью» (7 кл), «Про алкоголь»(10 классы), консультации «Наркотики и закон».

5. Впервые в этом  учебном году была проведена неделя психологии в школе. Были охвачены почти все параллели. Цель данного мероприятии:

¬       Создание условий для формирования психологической культуры среди учащихся, педагогов, родителей;

¬       Улучшение психологического микроклимата в системах: “ученик – ученик”, “ученик – педагог”, «педагог- родитель».

В течение недели проводились следующие мероприятия:

1.             Урок-игра «Крестики-нолики» для 5 класса

2.             Занятие по развитию группового взаимодействия для подростков (8кл)

3.             Диагностика «ЕЖИК» (для учащихся начальных классов)

4.             Психологический КВН для учащихся 6 классов.

5.             Родительское собрание по теме: "Младший школьник: помоги ему учиться"

6.             Развивающее занятие с педагогами «Учимся расслабляться»

7.             КВН для старшеклассников.

8.             Развивающее занятия для учащихся 3 «А» «Я и мое имя»

Мероприятия прошли успешно, детям они понравились, решено проводить  данную неделю ежегодно, только усложнить и пытаться обхватить большее количество учащихся.

6. Еще одним направлением работы с учащимися является работа по подготовке учащихся 9-11 классов к сдаче экзамена. В этом учебном году введена итоговая аттестация учащихся 9 классов в новой форме. Среди них, их родителей и педагогов было проведено анкетирование, которое выявило, что родителей знакомы с важнейшей задачей модернизации российского образования, положительно к данному нововведению относятся только 39%, отрицательно 42%, только 24% родителей уверены, что ребенок готов к сдаче экзамена. Сами учащиеся более спокойно относятся к данной форме экзамена, считают, что готовы к ним.

Положительное 39%         отрицательное 42%        не определились 19%

  

 

 

 


 

Готов ли ребёнок к экзаменам:

 

Готов 24%           не определились 76%

Учащиеся 11 классов тоже уверены в своих силах при сдаче ЕГЭ, хотя испытывают страх и тревогу. В помощь им была проведена следующая работа в данном направлении: классный         час «Как подготовится к экзамену? Как вести себя во время экзамена в форме ЕГЭ?», консультация «Установка на успех» для учащихся 9 класса, оформлен стенд «Как подготовиться к сдаче экзамена», выпуск буклетов для учащихся.

7. Было проведено 32 индивидуальной консультации для учащихся по различным проблемам: личным, отношения с противоположным полом, отношения с родителями и друзьями, проблемы дома, отношения с учителями.

8. В конце учебного года был проведен мониторинг работы образовательного учреждения. Цель мониторинга -  создание условий, необходимых для успешного решения образовательных, познавательных и социальных задач школьника. Изучались следующие вопросы:1.Диагностика комфортности  учащихся в школе.2. Диагностика эффективности работы по новому учебному предмету в 5 классе. 3. Диагностика необходимости школьного обучения  в целом. 4. Диагностика готовности к ПО. Результаты были представлены педагогам на педсовете с использованием ИКТ.  В процессе анализа ответов на вопросы анкеты можно сделать следующие выводы:

         Более трети уроков не имеют чётко сформулированных воспитательных целей;

         Только 45% уроков формируют необходимость познания мира через изучение таких дисциплин, как физика, алгебра, русский язык, литература, обществознание, география.

         Многие учителя,  тщательно отрабатывая темы уроков,  не выводят эти предметные знания на уровень надпредметного, надбытового понимания.

Работа проводилась также с родителями.  Самой удобной формой работы является индивидуальные консультации и беседы, так как проблемы семей индивидуальны. Кроме того, в течение учебного года были выступления на общешкольном родительском собрании, на родительских собраниях в 1-х, 2-х, 5, 8, 9-х, 11-х классах. Проводились групповые диагностики родителей 1-х, 5, 8, 9-х классов. Очень интересно прошло развивающее занятие в рамках недели психологии.

 Индивидуальная работа ведется и с педагогами. Это консультации, беседы. Кроме того, прошли выступления на педсоветах,  семинар- тренинг для учителей 5-го класса «Как помочь пятикласснику в адаптационный период», Развивающее занятие с педагогами «Учимся расслабляться» в рамках недели психологии., диагностика педагогов по различным темам.

Психолог Серова Е.А. работает по индивидуальной теме самообразования «Применение сказкотерапии  в работе психолога». Изучила 5 книг и материалов в Интернете. Выбор не случаен, так как она считает, что сказкотерапия в младшем школьном возрасте и дошкольном возрасте может помочь решить проблемы личностного развития в боле мягкой форме.

         Работа по ППС ПП и ПО велась в полном объеме согласно утвержденному плану. Проведен элективный курс «В поисках своего призвания», составлен свой элективный курс, который прошел утверждение СарИПКРО, проанкетированы учащиеся по выбору элективных курсов, их актуальности т.д.  Проведено более 60  консультаций. Составлены образовательные маршруты учащихся 9-х классов. Проведена диагностическая работы с учащимися 8 класса, а также профильного 10 класса. Проводились занятия по профориентации среди учащихся 9-11 классов. В октябре на базе МОУ был проведен День профориентации, где педагог-психолог на станции и моя будущая профессия»  знакомила ребят с новыми профессиями, выясняла престиж профессий, провела ряд упражнений  по формированию у ребят интереса к профессиям.

Анализируя работу в целом за 2007-2008 учебный год можно отметить, что поставленные задачи выполнены. Стоит обратить внимание на работы с педагогами: сделать групповые формы работы с ними более постоянными.

Педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Черкасское»

                                                Серова Е.А.

2.06.08г.

На главную

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz