Урок русского языка 4 класс Школа России
Тема урока :Падежные окончания имён существительных единственного числа. учитель Камардина Л.В.
Ход урока
I Организационный момент.
Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться.
II. Минута чистописания.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Как всегда несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.
Предлагаю вам отгадать загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила серёжки.
Наконец-то ты пришла
К нам волшебница.(зима)
З з
Зз Зз Зз
Зима,
- Подберите однокоренные слова к слову зима.
III . Словарная работа.
Снеговик принёс с собой много зимних слов. К какой части речи они относятся? Какое слово лишнее? Почему?
З.ма, ин.й, сев.р, к.ток, м.роз, ул.ца, св.ркает, к.ньки.
Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
(Проверка сигнальными карточками)
IV. Сообщение темы урока.
Ещё одна загадка:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (существительное)
-Что вы знаете об имени существительном? (Бывает м.р, ж.р., ср., ед.ч. и мн.ч. 1,2,3 скл. изменяется по падежам.)
- Что при этом изменяется у существительного? (окончание)
- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? (О правописание окончаний имён существительных)
- На какие две группы можно разделить окончания существительных? (Ударные и безударные).
- Как проверить безударное падежное окончание существительных? (Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения)
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О правописание безударных падежных окончаний имён существительных)
- Сегодня мы с вами составим таблицу падежных окончаний имён существительных в форме единственного числа.
Падежи |
Тип склонения |
||||
1-е склонение |
2-е склонение |
3- склонение |
|||
твёрдая основа |
мягкая основа |
твёрдая основа |
мягкая основа |
мягкая основа или твёрдая на ж, ш |
|
И. |
|
|
|
|
|
Р. |
|
|
|
|
|
Д. |
|
|
|
|
|
В.
|
|
|
|
|
|
Т. |
|
|
|
|
|
П. |
|
|
|
|
|
-У вас на столах карточки разного цвета. Как вы думаете почему? (по склонениям)
кастрюл |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
облак |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пол |
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
конфет |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ночь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Молодёжь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Почему они состоят из двух частей? (Основа и окончание)
-Почему вторая часть разделена на 6 частей? (Количество падежей)
- Назовите падежи и их вопросы. Какие вспомогательные слова к падежам вы знаете?
-Итак заполняем карточки по вариантам: I- вариант 1 склонение,II вариант 2 склонение,
III вариант 3 склонение.
(Коллективное заполнение таблицы на партах и на доске)
Физминутка
V. Упражнения для закрепления.
Устно объясните правописание падежных окончаний существительных в скобках. Запишите текст, расставляя знаки препинания.
(в это время раздаю карточки)
Карточка №1
Прочитай. Подчеркни нужное окончание.
На ветк(-е,-и) тополя. Спал в кроват (-е,-и). Гулял по площад(-е,-и). Написал дяд(-е,-и).
На реке Волг(-е,-и). Растёт в огород(-е,-и). Пишем о лес(-е,-и). Вышел из беседк(-е,-и). Варенье из вишн(-е,-и). Рад встреч(-е,-и). По алле(-е,-и).
Карточка №2
Прочитай. Допиши окончания имён существительных.
На детской площадк___ было шумно. Воробей прыгает от ветк___ к ветк__ .
На топол___ и серен___ набухли почки. На площад__ в центр__ города был праздничный концерт.Под берёз___ мы нашли большой гриб. Нал мор__ кружились чайки.
Карточка № 3
Допишите окончания существительных. Определите падеж.
Из деревн.., без дорог.., по дорог.., от подруг.., к подруг.., на берёз.., в машин.., на кроват.., к площад.., из тетрад.., у лошад.., в бан.. .
Карточка № 4
Допишите окончания существительных. Определите падеж.
До башн.., по причин.., в непогод.., к речк.., от речк.., на лип.., в повозк.., с кроват.., на площад.., в речк.. .
Карточка №5
Спишите, укажите падеж, выделите окончания.
Гладить по головк___. Видно как на ладо___. Бояться собственной тен__. Висеть на телефон___. Через час по чайной ложк___. Делать из мух___ слона.
Карточка №6
Спиши. Вставь пропущенные окончания, определи падеж.
В серебристом и сыром туман
Светло и пусто на полян .
От зимней стуж и метел
Давно уж птицы улетели.
VI. Игра Альпинисты
Класс делится на две команды. На доске контурное изображение горы, по бокам записаны два ряда существительных с пропущенными окончаниями.
Задание: нужно вставить окончания, указать падеж. Победитель прикалывает на вершину горы флажок
Думал о лет. Был на машин.
Увидел в книг. Купил на базар.
На площад. Добрались до опушк.
Писал мам. При школ.
При посадк. По деревн.
На рябин. Жил в город.
VII . Итог урока
Над какой темой мы сегодня работали?
Что понравилось?