Сайт школы МОУ СОШ п. Черкасское Вольского района Саратовской области
Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться.
II. Минута чистописания.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Как всегда несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию. Предлагаю вам отгадать загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила серёжки.
Наконец-то ты пришла
К нам волшебница... .(зима)
3
з
Зз Зз Зз Зима,
- Подберите однокоренные слова к слову зима.
III. Словарная работа.
Снеговик принёс с собой много зимних слов. К какой части речи они относятся? Какое
слово лишнее? Почему?
З.ма, ин.й, сев.р, к.ток, м.роз, ул.ца, св.ркает, к.ньки.
Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (Проверка сигнальными карточками)
IV. Сообщение темы урока.
Ещё одна загадка:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам, (существительное)
-Что вы знаете об имени существительном? (Бывает м.р, ж.р., ср., ед.ч. и мн.ч. 1,2,3 скл.
изменяется по падежам.)
- Что при этом изменяется у существительного? (окончание)
- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? (О правописание окончаний имён существительных)
- На какие две группы можно разделить окончания существительных? (Ударные и безударные).
- Как проверить безударное падежное окончание существительных? (Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения)
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О правописание безударных падежных окончаний имён существительных)
- Сегодня мы с вами составим таблицу
падежных окончаний имён существительных в
форме единственного числа.
Падежи |
|
Тип склонения |
|
||
1-е склонение |
2-е склонение |
3 склонение |
|||
твёрдая основа |
мягкая основа |
твёрдая основа |
мягкая основа |
мягкая основа или твёрдая на ж, ш |
|
И. |
|
|
|
|
|
Р. |
|
|
|
|
|
Д. |
|
|
|
|
|
в. |
|
|
|
|
|
т. |
|
|
|
|
|
п. |
|
|
|
|
|
-У вас на столах карточки разного цвета. Как вы думаете почему? (по склонениям)
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
облак
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кастрюл
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ночь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пол
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Молодёжь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Почему они состоят из двух частей?
(Основа и окончание)
–Почему вторая часть разделена на 6 частей?
(Количество падежей)
- Назовите падежи и их вопросы. Какие вспомогательные слова к падежам вы знаете?
-Итак, заполняем карточки по вариантам: I- вариант 1 склонение,
II - вариант 2 склонение, III вариант 3 склонение.
(Коллективное заполнение таблицы на партах и на доске)
Физминутка.
V. Упражнения для закрепления.
1. Работа по учебнику стр. 132 Упр. 135.
Устно объясните правописание падежных окончаний существительных в скобках. Запишите текст, расставляя знаки препинания.
(в это время раздаю карточки)
Карточка №1 Прочитай. Подчеркни нужное окончание.
На ветк(-е,-и) тополя. Спал в кроват (-е,-и). Гулял по площад(-е,-и). Написал дяд(-е,-и). На реке Волг(-е,-и). Растёт в огород(-е,-и). Пишем о лес(-е,-и). Вышел из беседк(-е,-и). Варенье из вишн(-е,-и). Рад встреч(-е,-и). По алле(-е,-и).
Карточка №2
Прочитай. Допиши окончания имён существительных.
На детской площадк_ было шумно. Воробей прыгает от ветк_ к ветк__ .
На топол__ и серен__ набухли почки. На площад в центр_ города был
праздничный концерт.Под берёз_ мы нашли большой гриб. Нал мор кружились
чайки.
Карточка № 3 Допишите окончания существительных. Определите падеж.
Из дереен.., без дорог.., по дорог.., от подруг.., к подруг.., на берёз. , в машин.., на кроват.., к площад.., из тетрад.., улошад.., в бан.. .
Карточка № 4 Допишите окончания существительных. Определите падеж.
До байт.., по причин.., в непогод.., кречк.., отречк.., налип.., в повозк.., с кроват.., на площад.., вречк.. .
Карточка №5 Спишите, укажите падеж, выделите окончания.
Гладить по головк_ . Видно как на ладо_ . Бояться собственной тен . Висеть на
телефон__ . Через час по чайной ложк Делать из мух слона.
Карточка №6 Спиши. Вставь пропущенные окончания, определи падеж.
В серебристом и сыро туман...
Светло и пусто на полян... . От зимней стуж... и метел... Давно уж птицы улетели.
2. Стр.134 упр. 137 на доске
VI. Игра «Альпинисты»
Класс делится на две команды. На доске контурное изображение горы, по бокам записаны два ряда существительных с пропущенными окончаниями.
Задание: нужно вставить окончания, указать падеж. Победитель прикалывает на вершину горы флажок
Думал о лет..
.
VII. Итог урока
Чем занимались на уроке?
Что понравилось?