ПРЕДМЕТ «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» 3класс
ТЕМА УРОКА: Понятие о широкой и узкой теме текста
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Углубить знания учащихся о теме текста;
2.Практическим путём познакомить с широкой и узкой темами;
3. Развивать навыки речевой культуры;
4. Воспитывать чувство товарищества;
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки д/постановки ударения, слоговые таблицы
д/индивидуального пользования, карточки д/выявления
речевых ошибок; тексты д/определения основной мысли;
книги «Приключения Незнайки и его друзей», «Приключе-
ния капитана Врунгеля», «Родная речь»;картинки – фигурки:
Мудрая Сова, мальчик Почемучка, Учёный Гусь.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок – начинается урок. К нам сегодня пришёл гость – Учёный Гусь. Он решил провести с вами речевую разминку.
2. Речевая разминка
а)индивидуально часть ребят работают со слоговыми таблицами;
все остальные работают со слоговой лесенкой
но ты
ша лаш
пли та
лап ки
ко мар
ту ман
кар тон
коти ки
б)индивидуально(2-3)работают по карточкам над постановкой ударения
образец карточки: комбайнер, портфель, завидно, квартал, столяр, магазин, красивее, ворота, камбала, добыча, гусеница, хозяева, баловать, партер, у гуся.
(2-3) по карточкам ищут речевые ошибки
образец карточки: Виноватым виновником мы считали щенка.
В саду дети вырезали игрушки из деревянных деревяшек.
На лугу белели белые ромашки.
Ковёр запылился пылью.
Фронтально: объяснение смысла фразеологических оборотов:
Витать в облаках……………..мечтать о чём – то;
Душа в пятки ушла……………испуг
Зарубить на носу……………….запомнить
На краю земли………………….очень далеко
Сверкать пятками……………….быстро бегать
Волк в овечьей шкуре……злой человек, который прикидывается добрым
(Проверка работы по карточкам) ФИЗМИНУТКА.
3.Повторение изученного
Мальчик Почемучка объясняет ребятам, что для изучения новой темы надо хорошо знать пройденный материал и предлагает им несколько вопросов и заданий:
- Для чего нужна речь? Какие бывают виды речи?
(учитель читает отрывки из перечисленных выше книг с целью определения видов речи)
- Что такое текст? Тема текста? Основная мысль текста? – фронтально
Индивидуально 2 ученика определяют основные мысли текстов, записанных
на карточках.
Образцы текстов: Петя помог.
Над окном дома было гнездо ласточек. Из него выглядывали четыре птенчика. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Ласточки кружились над ним, пищали. Но они не могли помочь своему малышу. Эту беду увидел Петя. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо. Птички весело защебетали. Они стали кормить птенчика мошками и червячками.
Воробьи и розы В саду были кусты роз. Летом кусты покрывались душистыми цветами. Но пришла беда! Завелись в розах червячки. Они поедали бутоны и листья. Яд не помогал против вредителей. Однажды стая воробьёв облепила кусты. Началась возня и чириканье. Это разведчик нашёл вредителя. Кликнул он друзей. Слетелись в сад другие воробьи. Санитары – воробьи сделали своё дело чисто. Летом в саду было много красивых роз!
ФИЗМИНУТКА
1. Изучение нового материала
а)объяснение нового: Ещё один гость из сказочной страны – Мудрая Сова внимательно слушала ваши ответы и решила научить вас кое – чему новому, связанному с темой текста.
Представьте, что вам нужно написать сочинение на тему об осени. О чём бы вы стали писать? (выслушать ответы детей)
Мудрая Сова: Видите какие разные и обширные у вас ответы, а значит сочинение вам будет писать очень трудно, потому что очень многое нужно описать по этой теме. Как вы можете назвать такую тему?( выслушать ответы детей-большая, объёмная,….)
Вывод: такая тема называется широкая.
Гораздо легче написать о чём – то конкретном, связанным с этой темой. Например «Разноцветье осеннего парка», «Прощание перелётных птиц», «Как ёж готовится к зиме»,…(дети называют ещё несколько тем)
Вывод: такая тема называется,,,(договаривают дети) узкая.
б)закрепление нового: Открываем содержание учебника «Родная Речь».Найдите темы, записанные на стр. 14, 18, 22. Какая есть общая тема, объединяющая их все?( Устное народное творчество)
- Какая из перечисленных тем широкая, а какие узкие?
5.Обобщение изученного
- Какие по объёму бывают темы?
- На какую тему легче писать?
- Где обычно отражается тема текста? ( в заголовке текста)
6.Домашнее задание
Придумать 3 – 4 узкие темы на данную широкую:
1 ряд – Школа, 2 ряд – Зима, 3 ряд – Книги
7. Итог урока: комментирование оценок
8.Рефлексия: Чем понравилось заниматься на уроке? Что показалось неинтересным? С каким настроением уходим с урока?
ЛИТЕРАТУРА: 1. Ж/л «Начальная школа» №7-8 1992 год
2. Сборник текстов для изложений в начальной школе.
3. Учебник «Родная речь»под редакцией Климановой 3 класс