ОТЧЁТ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ:
«РАБОТА НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
В русском языке имеется большое количество слов с непроверяемыми написаниями. Из них большая часть слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Эти слова составляют половину общего числа слов с безударными гласными. Многие из так называемых «словарных» слов входят в активный словарь учащихся. Усвоение их правописания оказывает существенное влияние на грамотность учащихся.
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Число таких слов от класса к классу возрастает, достигая к концу курса начальной школы 500 единиц. Конечно все эти слова должны быть усвоены учащимися начальных классов. Но наблюдения показывают, что ученики-выпускники начальной школы допускают ошибки в написании большого количества словарных слов. Не исключением были и мои ученики. Анализируя работу по усвоению таких слов, я пришла к выводу, что мешает полноценному усвоению словарных слов пассивная роль детей, так как слово преподносилось и анализировалось мной, а ученики лишь списывали и заучивали его. Такое механическое заучивание лишь утомляло учащихся и не формировало у них интереса к языку. Теперь работу над «словарными» словами, точнее над освоением их, я провожу по следующему алгоритму:
1.ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ СЛОВА
Провожу его различными способами:
-чтение загадки, отгадывание её детьми;
-показ иллюстрации из картинного словаря;
-отгадывание кроссворда;
-угадывание слова по признакам.
2.ОРФОЭПИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЬМИ СЛОВА
Учащиеся проговаривают слово хором, индивидуально орфоэпически, выделяют слабые «опасные» места после постановки ударения.
3.ЗАПИСЬ СЛОВА ДЕТЬМИ С ПРОПУСКОМ В «ОПАСНОМ» МЕСТЕ
На данном этапе ученики пытаются подобрать проверочное слово, чтобы закрыть пропуск буквой и убеждаются, что это невозможно.
4.«ЗРИТЕЛЬНОЕ» ВОСПРИЯТИЕ СЛОВА
-Обращение к орфографическому словарю;
-Этимологическая справка (информация о происхождении слова, его первоначальном значении). Например:
НАРОД - население государства, корень -род-, приставка -на- «те, кто родился, народился»;
РАБОТА - занятие чем-нибудь, труд. Образовалось от слова «раб» - подневольный человек, занимающийся тяжёлым трудом.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ОБЛИКА СЛОВА
-мнемонические приёмы:
рисунок: ВОСХОД, ПОМИДОР, ДОРОГА и т.д.;
стихи: Петуха назвали «Петя»-
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот, петь не любит,
Любит мёд.
тематические группировки слов: МОРКОВЬ КАРТОФЕЛЬ
ПОМИДОР КАПУСТА
подбор однокоренных слов: КОМНАТА, КОМНАТКА, КОМНАТНЫЙ;
ГОРОХ, ГОРОШЕК, ГОРОШИНА, ГОРОХОВЫЙ.
запись пословиц и поговорок с данным словарным словом:
Что в деревне ни родится, то в городе пригодится;
Без топора не плотник, без лопаты не огородник.
придумывание предложения с данным словом.
Таким образом, соблюдение данных этапов работы при ознакомлении с новым словарным словом активизировало мыслительную деятельность учащихся, развивало орфографическую зоркость и память.
Но для глубокого усвоения и запоминания слов с непроверяемыми написаниями необходима разнообразная тренировочно - закрепительная работа на каждом уроке русского языка.
Наиболее распространённым видом словарно - орфографической работы являются диктанты:
-зрительный (с предварительным разбором);
-картинный;
-выборочный;
-диктант по памяти;
-диктант с комментированием;
-творческий диктант (замена развёрнутого определения одним словом);
-диктант с использованием сигнальных карточек.
Интересна ученикам и работа по карточкам и перфокартам. Карточки могут быть в виде какой -либо фигуры (птичка, снеговик, пила, медведь и т.д.). На таких карточках слова подобраны по темам. Задания на карточках следующие:
-вставь необходимый слог;
-вставь пропущенную букву;
-из нескольких ответов найди верный;
-исправь допущенные ошибки;
-продолжи тематический словарь и т.д.
Многоплановой является и работа с «Орфографическим словарём». Учитель сам выбирает: со словами на одну и ту же букву будет работать на уроке или на разные буквы. Задания могут быть, например, такие:
-найдите и выпишите 2 существительных, глагола, прилагательных;
-слова ж., м., ср. рода;
-слова - существительные 1,2,3 склонения;
-слова собственные и нарицательные;
-слова с удвоенными согласными;
-слова, состоящие из 2, 3 слогов
-слова с 1, 2, 3 ударным слогом и т.д.
Орфографические словари даются детям и во время творческих работ: изложений, сочинений (для предупреждения ошибок). Хорошие результаты даёт работа не с отдельными словами, а с блоком слов. Эта работа с каждым отдельным блоком рассчитана на неделю:
1ДЕНЬ – знакомство с блоком, орфографический разбор, запись с выделением орфограмм, проверка всего блока слов;
2ДЕНЬ – закрепление правописания. Учитель произносит слова блока орфоэпически, дети повторяют орфографически. Запись слов с карточки, выделение орфограмм. Проверка слов;
3ДЕНЬ – списывание с доски слов с пропущенной орфограммой, комментирование. Проговаривание хором слов орфографически;
4ДЕНЬ – написание данных слов под диктовку детей, проверка по карточке или таблице. Проговаривание хором орфографически;
5ДЕНЬ – проверка усвоения блока слов или с помощью карточек, на которых слова с пропущенной буквой, или проведением контрольного словарного диктанта.
Работа с блоком словарных слов повышает орфографическую грамотность учащихся, качество знаний этих слов.
Все приведённые приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями способствуют, на мой взгляд, развитию познавательной активности, памяти учащихся, обогащают словарный запас детей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. В.П. Канакина «Работа над трудными словами в начальных классах»;
2. П.А. Грушников «Работа над словам на уроках русского языка в начальных классах»;
3. Журналы «Начальная школа»: №5,11 – 1990 год; №2,7,8 – 1992 год; №11 – 1993 год; №8 – 1994 год; №1 – 1995; №1 – 1997 год; №1,3 – 2000 год; №1,12 – 2002 год.