Вернуться

ОТЧЁТ  ПО  МЕТОДИЧЕСКОЙ  ТЕМЕ:

«РАБОТА  НАД  СЛОВАМИ  С  НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ  НАПИСАНИЯМИ  НА УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА»

 

В русском языке имеется большое количество слов с непроверяемыми написаниями. Из них большая часть слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Эти слова составляют половину общего числа слов с безударными гласными. Многие из так называемых «словарных» слов входят в активный словарь учащихся. Усвоение их правописания оказывает существенное влияние на грамотность учащихся.

 Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Число таких слов от класса к классу возрастает, достигая к концу курса начальной школы 500 единиц. Конечно все эти слова должны быть усвоены учащимися начальных классов. Но наблюдения показывают, что ученики-выпускники начальной школы допускают ошибки в написании большого количества словарных слов. Не исключением были и мои ученики. Анализируя работу по усвоению таких слов, я пришла к выводу, что мешает полноценному усвоению словарных слов пассивная роль детей, так как слово преподносилось и анализировалось мной, а ученики лишь списывали и заучивали его. Такое механическое заучивание лишь утомляло учащихся и не формировало у них интереса к языку. Теперь работу над «словарными» словами, точнее над освоением их, я провожу по следующему алгоритму:

 

1.ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ СЛОВА

 

Провожу его различными способами:

-чтение загадки, отгадывание её детьми;

-показ иллюстрации из картинного словаря;

-отгадывание кроссворда;

-угадывание слова по признакам.

 

2.ОРФОЭПИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ  ДЕТЬМИ  СЛОВА

 

 Учащиеся проговаривают слово хором, индивидуально орфоэпически, выделяют слабые «опасные» места после постановки ударения.

 

3.ЗАПИСЬ СЛОВА ДЕТЬМИ С ПРОПУСКОМ В «ОПАСНОМ» МЕСТЕ

 

 

 На данном этапе ученики пытаются подобрать проверочное слово, чтобы закрыть пропуск буквой и убеждаются, что это невозможно.

 

4.«ЗРИТЕЛЬНОЕ» ВОСПРИЯТИЕ СЛОВА

 

-Обращение к орфографическому словарю;

-Этимологическая справка (информация о происхождении слова, его первоначальном значении). Например:

НАРОД - население государства, корень -род-, приставка -на- «те, кто родился, народился»;

РАБОТА - занятие чем-нибудь, труд. Образовалось от слова «раб» - подневольный человек, занимающийся тяжёлым трудом.

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ОБЛИКА СЛОВА

 

-мнемонические приёмы:

  рисунок: ВОСХОД, ПОМИДОР, ДОРОГА и т.д.;

  стихи: Петуха назвали «Петя»-

              Петь он любит на рассвете.

              А медведь, наоборот, петь не любит,

              Любит мёд.

  тематические группировки слов: МОРКОВЬ      КАРТОФЕЛЬ

                                                           ПОМИДОР      КАПУСТА

  подбор однокоренных слов: КОМНАТА, КОМНАТКА, КОМНАТНЫЙ;

                                                   ГОРОХ, ГОРОШЕК, ГОРОШИНА, ГОРОХОВЫЙ.

  запись пословиц и поговорок с данным словарным словом:

   Что в деревне ни родится, то в городе пригодится;

   Без топора не плотник, без лопаты не огородник.

  придумывание предложения с данным словом.

 

Таким образом, соблюдение данных этапов работы при ознакомлении с новым словарным словом активизировало мыслительную деятельность учащихся, развивало орфографическую зоркость и память.

 Но для глубокого усвоения и запоминания слов с непроверяемыми написаниями необходима разнообразная тренировочно - закрепительная работа на каждом уроке русского языка.

 Наиболее распространённым видом словарно - орфографической работы являются диктанты:

-зрительный (с предварительным разбором);

-картинный;

-выборочный;

-диктант по памяти;

-диктант с комментированием;

-творческий диктант (замена развёрнутого определения одним словом);

-диктант с использованием сигнальных карточек.

Интересна ученикам и работа по карточкам и перфокартам. Карточки могут быть в виде какой -либо фигуры (птичка, снеговик, пила, медведь и т.д.). На таких карточках слова подобраны по темам. Задания на карточках следующие:

-вставь необходимый слог;

-вставь пропущенную букву;

-из нескольких ответов найди верный;

-исправь допущенные ошибки;

-продолжи тематический словарь и т.д.

Многоплановой является и работа с «Орфографическим словарём». Учитель сам выбирает: со словами на одну и ту же букву будет работать на уроке или на разные буквы. Задания могут быть, например, такие:

-найдите и выпишите 2 существительных, глагола, прилагательных;

-слова ж., м., ср. рода;

-слова - существительные 1,2,3 склонения;

-слова собственные и нарицательные;

-слова с удвоенными согласными;

-слова, состоящие из 2, 3 слогов

-слова с 1, 2, 3 ударным слогом и т.д.

 Орфографические словари даются детям и во время творческих работ: изложений, сочинений (для предупреждения ошибок). Хорошие результаты даёт работа не с отдельными словами, а с блоком слов. Эта работа с каждым отдельным блоком рассчитана на неделю:

1ДЕНЬ – знакомство с блоком, орфографический разбор, запись с выделением орфограмм, проверка всего блока слов;

2ДЕНЬ – закрепление правописания. Учитель произносит слова блока орфоэпически, дети повторяют орфографически. Запись слов с карточки, выделение орфограмм. Проверка слов;

3ДЕНЬ – списывание с доски слов с пропущенной орфограммой, комментирование. Проговаривание хором слов орфографически;

4ДЕНЬ – написание данных слов под диктовку детей, проверка по карточке или таблице. Проговаривание хором орфографически;

5ДЕНЬ – проверка усвоения блока слов или с помощью карточек, на которых слова с пропущенной буквой, или проведением контрольного словарного диктанта.

   Работа с блоком словарных слов повышает орфографическую грамотность учащихся, качество знаний этих слов.

  Все приведённые приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями способствуют, на мой взгляд, развитию познавательной активности, памяти учащихся, обогащают словарный запас детей.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.     В.П. Канакина «Работа над трудными словами в начальных классах»;

2.     П.А. Грушников «Работа над словам на уроках русского языка в начальных классах»;

3.     Журналы «Начальная школа»: №5,11 – 1990 год; №2,7,8 – 1992 год; №11 – 1993 год; №8 – 1994 год; №1 – 1995; №1 – 1997 год; №1,3 – 2000 год; №1,12 – 2002 год.

 

 

Сайт создан в системе uCoz