Публичный отчетный доклад руководителя МОУ"Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области" В рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в выделенных приоритетах: · личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), ее самооценка, развитие; · гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе; Адаптация есть многоаспектное приспособление индивида к социальной среде обитания. Виды адаптации: - - психологическая - - социальная - - технологическая - - физиологическая - - экономическая - - бытовая - - политическая - - правовая В разработке публичного доклада использованы следующие нормативно – правовые документы: - Конвенция о правах ребенка - Законы РФ и Саратовской области "Об образовании" - Устав МОУ "Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области" - Образовательная программа МОУ"Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области" МОУ "Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области" ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося. Школа включает в себя четыре отдельно стоящих здания. Год ввода в эксплуатацию – 1910 год, 1963 год, 1987 год. Адрес школы: р/п Черкасское, пл. Революции, д. 60. Аттестация школы: апрель, 2006 г. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: АТР№ 181/78 от 22.05.2001 г. Школа имеет центральное отопление, люминесцентное освещение, холодное водоснабжение, канализацию, столовую, 2 спортзала, оборудованные кабинеты. Библиотека имеет в своем фонде 36 787 экземпляров учебников и 1 190 экземпляров методической литературы, художественный фонд – 11 574 экземпляров. Школа расположена в рабочем посёлке Черкасское, одном из крупнейших сёл Вольского района. Современное здание введено в эксплуатацию в 1963 году, в 1987 году к основному зданию школы был сделан пристрой. Оптимальная вместимость учеников – 480 учащихся. За последние 5 лет количество учащихся уменьшилось в 1,5 раза. В посёлке увеличилось количество пенсионеров и безработных. Здесь проживают, в основном, работники ОАО «Нижнечернавский элеватор», лесхоза, частных предприятий. В окружении школы учреждения здравоохранения (МУЗ Черкасская участковая больница, ДК, Дом детского творчества.
Уровень успеваемости и качества знаний.
Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом: · четырехлетняя начальная школа; · относительная завершенность общего образования в основной школе; · возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы. Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни. Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной, переход образования на государственные стандарты требуют от школы совершенствование, изменения от педагогов - становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета. Существующие проблемы нынешней массовой школы, на наш взгляд, следующие: Ë -показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны; Ë -нивелируется индивидуальность детей. На уроках преобладает отчужденный стиль общения педагога с детьми, "безличный " подход к учащимся; Ë -сохраняется чисто формальная, "зуновская" ориентация образования, отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка; Ë -слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса; Ë -недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе. Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым: Ë · выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающе ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка; Ë · создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития; Ë · интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии); Ë · создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления; Ë · формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения; Ë · создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории. Нельзя оставить без внимания и демографический фактор. Посёлок "стареет", численность учащихся существенно снижается. Анализ прогнозов контингента учащихся на 2002-2006, что он сократится в 1.5 раза. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся, а значит найти школе свою "привлекательность" для родителей, учащихся. На основе изучения социума школы, учитывая, что в посёлке нет других учреждений для детей, можем сделать вывод, что необходимо по максимуму привлечь учреждения дополнительного образования чтобы обеспечить занятость детей по интересам. Возникает и кадровый вопрос. Но учитывая, что большинство учителей имеет большой стаж работы и в возрасте, это "разрешается" естественно, выходом педагога на пенсию.
Положительным в работе школы являются следующие моменты: - достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал; - односменность режима работы, пятидневка для первых классов начальной школы; - система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе; - начало формирования ученического самоуправления; - система и координация деятельностью всех структур коллектива администрацией школы; - соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса; - гражданско – нравственная и военно-патриотическая направленность воспитательной системы. Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень – создание модели адаптивной школы, где в основе лежит личностно – ориентированный подход к ребенку. Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины: - недостаточная материально – техническая база; - неумение или нежелание некоторых педагогов видеть учащихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним; - снижение творческой активности учащихся; - низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учится, особенно в основной школе; - самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание все только на школу; Для решения указанных проблем необходимо ввести два стандарта содержания образования. Это стандарт обязательной общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый школьник – "ученик должен" и стандарт повышенной подготовки, который может выбрать для себя интересующийся способный ученик – "ученик может". Организация учебно – воспитательного процесса, основанного на дифференциации, предполагает: 1. Воспитание индивидуальности – создание условий для выбора содержания учебного материала в соответствии с собственными интересами личности, своими возможностями. 2. Воспроизводство и рост интеллектуального потенциала социума – использование возможностей каждого члена социума для максимального развития его интеллектуального и творческого потенциала, последующего профессионального самоопределения. Наиболее оптимальной формой подготовки старшеклассников является предпрофильная подготовка 9-х классов, которая начата с 2006-2007 учебного года и введение профильного обучения для 10-х классов в 2007-2008 учебном году.
1. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
2. НАЛИЧИЕ ВАКАНСИЙ И ПРИЧИНЫ ИХ НЕЗАМЕЩЕНИЯ БОЛЕЕ 3-Х МЕСЯЦЕВ НЕТ 3. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ КАДРОВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА
СРЕДНЯЯ НЕДЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА НА 1-ГО ПЕДАГОГА (ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ НА I, II, III ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТУПЕНЯХ) ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ
- русский язык
- художественно-эстетические дисциплины
- общественные дисциплины
- естественные дисциплины
- математика - физическая культура и здоровье - технология - другие ПРИМЕЧАНИЕ. В случае ведения отдельных предметов в начальной школе учителями-предметниками (физ-ра, музыка и т. п.) нагрузка Финансовое обеспечение ведется в рамках общего финансового обеспечение ВМР в сфере образования. В текущем учебным году из областного бюджета выделено на капитальный ремонт 877 тыс. рублей. Было отремонтировано: проводка в начальной школе, капитальный ремонт туалетов на 1 и 2 этажах пристроя, лестничная клетка основного здания. На 10 тысяч попечительских денег было закуплено 65 кг белой краски, 15 кг зленной краски, будет сделан косметический ремонт первого этажа пристоя.
МОУ"Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области» работает по следующему режиму: Занятия проводятся в 1 смену. 1 урок с 900 – 945 1 перемена с 945 – 955: 10 минут. 2 урок с 955 – 1040 2 перемена с 1040 – 1055: 15 минут. Питание учащихся. 3 урок с 1055 - 1140 3 перемена с 1140 – 1155: 15 минут. Питание учащихся. 4 урок с 1155 – 1240 4 перемена с 1240 - 1255:15 минут. Питание учащихся. 5 урок с 1255 – 1340 5 перемена с 13 40-1350: 10 минут. 6 урок с 1350-1435
С 1700 – 1900 – внеклассные и общешкольные мероприятия. Питание учащихся ведется по нескольким направлениям финансирования. За счет средств муниципалитета питаются бесплатно 35 человек из неблагополучный и малообеспеченных семей. Двухразовое горячее питание получают 60 человек из групп продленного дня. Остальные питаются с родительской платой за счет удешевления питания. Всего питанием охвачено 280 человек (83 % от общего числа учащихся). С целью безопасности в школе организован пропускной режим, на входе дежурит учитель и два старшеклассника. На переменах организовано дежурство учителей и школьников. Организован подвоз 5 учащихся из с. Камышовка на специальном автобусе УАЗ, водитель Сысуев Сергей Анатольевич. Средства на бензин – за счет управления образования. В работе МОУ"Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области" можно выделить три основные тенденции современных инновационных процессов, происходящих в российской школе: воспитание творческой интеллигенции, развитие духовно-нравственного потенциала ребенка; раннее развитие потенциальных способностей и склонностей ребенка, его познавательных интересов и учебных умений; построение индивидуальных образовательных траекторий для учащихся, основанных на их способностях, склонностях, познавательных интересах, мотивации; раннее профессиональное самоопределение учащихся через выбор профессиональной специализации. Сегодня общественная потребность заключается в новой организации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующей оптимальные условия физического и психического становления подрастающего поколения. Системный подход к решению поставленной проблемы позволяет определить основные направления деятельности, охватывающие различные аспекты управления педагогическим процессом на разных уровнях его организации: - создание экологически комфортной образовательной среды, влияние которой на состояние здоровья субъектов педагогического процесса не вызывает патологических изменений; - разработка и внедрение технологий реабилитации умственной и физической работоспособности в педагогическом процессе; - формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов педагогического процесса; - внедрение мониторинговой системы результативности педагогического процесса, где здоровье рассматривается как один из показателей и критериев оценки его эффективности (наряду с обученностью и воспитанностью); - разработка технологии медико–психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе; - разработка и внедрение программы информатизации УВП. Наряду с введением здоровьесберегающих технологий в практику образования, модернизация структуры и содержания образования предполагает обработку широкого спектра педагогических и организационных задач, формы и способы, решения которых неминуемо отразятся на условиях обучения и состоянии здоровья школьников. К ним, в частности, относится задача перехода к профильному обучению на последней ступени полного среднего образования. Все эти задачи и методы их решения отражены в образовательной программе школы, а также в учебном плане на 2008-2009 учебный год. На будущий учебный год школа располагает 4 современными классами с оборудованием, соответствующим потребностям современной школы: истории, географии, химии, биологии. В школе есть компьютерный класс на 10 компьютеров и два мультимедийных проектора. Традиционно в течение 5 лет школа является пунктом приема ЕГЭ по русскому языку в 11 классах. Учащиеся школы ежегодно сдают ЕГЭ, в диаграммах приводятся сравнительные данные по этому предмету в форме ЕГЭ. см. ИТОГИ АТТЕСТАЦИИ В школе разработана и реализуется программа работы с одаренными детьми. Итогом работы над данной программой ежегодно учащиеся школы принимают участие в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах школьников по предметам, а также принимают участие в научно-практических конференциях школьников. В 2007-2008 учебном году ученица 11а класса Иванцова Анна заняла II место в Международном интеллект-фестивале «Политика вокруг нас», ученик 10а класса Канунников Алексей занял I место в муниципальном конкурсе «Первые шаги», ученица 7а класса Папина Анна стала призером региональной научно-практической конференции «Инициатива молодых», она же приняла участие в I региональной олимпиаде школьников по «Основам православной культуры». Ученик 9б класса Колибабчук Дмитрий стал призером областного конкурса «История. Саратовский край в истории России», ученица 7а класса Папина Анна заняла III место в областном конкурсе «Счастливое пространство семьи». В общем, можно сказать, что творческий потенциал учащихся реализуется в полной мере, хотя некоторые педагоги самоустраняются от участия в данной программе, но на этом направлении администрацией школы ведется постоянная работа. Исходя из сказанного, можно выделить главную идею, положенную в основу воспитательной системы МОУ"Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области" – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды, основные концептуальные идеи воспитательной системы школы: - создание оптимальной образовательной среды для развития гармоничной личности; - развитие демократического стиля руководства и отношений; - психолого-педагогическое сопровождение учащихся с момента поступления в школу до выхода из нее; - единство процессов развития, обучения и воспитания учащихся; - формирование представлений о личности как единстве физического, духовного и нравственного начала в человеке; - идея абсолютной ценности индивидуального начала в человеке; - идея абсолютной ценности индивидуального человеческого существа. Одной из основных социальных функций нашего образовательного учреждения является воспитательный процесс. Он стал одним из компонентов целостного педагогического процесса нашей школы и представляет собой создание условий для развития личности, двусторонний процесс взаимодействия педагога и воспитанника. В этом году он заключался в обеспечении организованного взаимодействия ребёнка с окружающим миром, в подготовке его к самостоятельному поиску идеалов. В прошлом воспитательное воздействие предполагало преподнесение школьнику готовых ценностей, правил поведения, которые ему необходимо было усвоить. Теперь мы решили кардинально пересмотреть эту позицию создавая эффективные воспитательные технологии, чтобы противостоять многим явлениям окружающей жизни. Диагностируя в начале года нравственную воспитанность и соблюдение правил поведения школьников 10-13 лет (5-8 классов) был выявлен средний уровень этики поведения и нравственной самооценки учащихся (от 24 до28 единиц).Была составлена программа действий : беседы, нравственные уроки , индивидуальная работа с учащимися. По окончанию учебного года мы ещё не вышли из среднего уровня, но результаты были выше (от 27 до 33 единиц). Значит работа идёт в правильном направлении, этому способствовали: классные часы на темы «Вежливость помогает мне...», «Учимся прощать»; родительские собрания: «Взаимопонимание». Велась работа параллельно с психологом по вопросу сплочения коллектива в 7 «а», 8 классах. Многие из учащихся этих классов были привлечены в кружковую работу, где прививается уважительное отношение друг к другу, к партнёру (, в танцевальном кружке), в вокальном, спортивной секции - сплоченность коллектива, команды. Этому же способствуют праздники, которые проводились в течение всего учебного года. В этом году стартовала предпрофильная подготовка учащихся, которая призвана помочь школьникам в нелёгкий переходный период (это одна из нетрадиционных форм работы, учитывающая специфику возраста). Она позволяет оказывать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащихся 9-х классов и открывает перед юношами и девушками перспективу «новых горизонтов» в дальнейшем развитии личности. Помогает молодым людям определить свои жизненные планы и, в соответствии с ними, выстроить свой алгоритм действий (обозначить цели),так как развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жёсткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный. По окончании курса большинство участников занятий обнаружили профессиональную направленность. В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В нашей же школе она не прекращалась с 1973 года . С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» школа получила хорошее подкрепление своей деятельности и активизировала работу. Воздействуя через систему мероприятий: «Зарница», «Орлята», «Орлёнок», конкурс патриотической песни - (заняли 1 место), областной военно-спортивный конкурс( 4 место), поездка в город-герой Волгоград на Мамаев курган - мы добиваемся осознания высших ценностей, идеалов и ориентиров в реальной жизни, способствуем умениям руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, быть готовым служить своему народу и выполнять конституционный долг. Так в этом году курсантами стали 6 выпускников 11 «а» класса. Говоря о патриотическом воспитании,необходимо выделить и спортивно-патриотическое направление, которое направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом. В результате у нас лучшие показатели в районе среди сельских школ и молодёжи в гиревом спорте, в легкоатлетическом кроссе. Сборная команды участвовала в военно-спортивном конкурсе допризывной молодёжи в городе Саратове где была отмечена в номинациях – Строевая песня, Военизированная эстафета. В школе действовали 3 спортивные секции: футбол, волейбол, карате-до. Стабильный и постоянный состав на футбольной секции позволил команде занять 1 место в муниципальном Первенстве по мини-футболу. Историко-краеведческое воспитание в нашей школе представлено краеведческим кружком , его работа направлена на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование исторической ответственности за происходящее в настоящем обществе. Учащаяся 11 класса Иванцова Анна заняла 2 место в 12 Международном интеллект-фестивале школьников «Политика вокруг нас» в г. Саратове. Эта ученица является примером выпускника школы, социокультурный опыт она приобрела в результате педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром, с учителями, родителями, общественным движением посёлка. Она соответствует «модели выпускника» нашей школы. В течении года 7 «а» класс (классный руководитель О.В. Никитина) участвовал в областном конкурсе «Лучший ученический класс» на приз депутата Государственной Думы В. В. Володина и занял III место. Учащимися был выбран проект «Возрождение церковного парка – дело всей дружной семьи». В ходе работы над проектом были охвачены все направления деятельности учащихся: экологическое, патритическое, краеведческое, нравственно-эстетическое. Для посадки парка привлекались силы Черкасского лесхоза, всех родителей класса. В конце учебного года была проведена итоговая диагностика уровня воспитанности учащихся по классам. Таким образом, итоговые результаты на конец учебного года возможно представить в виде таблицы по возрастным группам в следующем виде: Уровень воспитанности учащихся (результат в процентах)
Опираясь на полученные в результате анализа данные необходимо выбрать рациональные способы сотрудничества с учениками. Они не только обращаются к характеристике особенностей класса, но и определяют условия и возможности его воспитания. Предлагаю рекомендации по повышению уровня низкого и неудовлетворительного уровней воспитанности: Показатели недостаточного уровня воспитанности учащихся и рекомендации по его повышению.
В итоге, 7 «а» класс соответствует «модели» выпускника нашей школы. Он активно участвовал во всех общественных делах, любую работу всегда выполнял охотно. Характеризуется сформированностью всех компонентов воспитанности в их единстве, имеет наличие определённых коммуникативных навыков, имеет стремление к участию в практической деятельности.Исходя их этого определены следующие задачи: -подготовка учащихся к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения; - способствовать развитию творческой индивидуальности учащихся через органы ученического самоуправления и систему кружковой работы; - создать оптимальные условия для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни; В течение учебного года проводилась постоянная работа по сохранению здоровья детей. На уроках внедрялись здоровьесберегающие технологии, физминутки, на переменах разминки. Можно сказать, что это дало свои результаты. Сравнительные данные по заболеваемости учащихся в 2005, 2006,2007 гг. МОУ "Средняя общеобразовательная школа рабочего поселка Черкасское Вольского района Саратовской области"
Из данных этих исследований можно сделать выводы, что уменьшилось количество детей с частыми простудными заболеваниями, заболеваниями ЖКТ. Уменьшению данных по заболеваниям способствует также постоянные медицинские осмотры детей врачами Черкасской участковой больницы. Вместе с тем необходимо усилить работу в направлении предупреждения школьных факторов риска, к которым относятся (в порядке убывания значимости): - стрессовая педагогическая тактика; - интенсификация учебного процесса; - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; - функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья; - массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; - несовершенство существующей системы физического воспитания; Общей задачей деятельности на следующий период мы считаем достижение уровня информированности и функциональной грамотности ученика, создания условий для полноценного развития личности ребенка, его самореализации. Социально – педагогические задачи, решаемые в рамках данной проблемы: · создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; · предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности · формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне "учитель - ученик", "ученик - ученик", "учитель - учитель", "ученик - родитель", "учитель - родитель").
|