Положение
о портфолио индивидуальных достижений
педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений Саратовской области (лпортфолио╗)
I. Общие положения.
1. Настоящее положение (далее Ц положение) разработано в целях реализации комплексного проекта модернизации образования Саратовской области.
2. Положение определяет порядок оценки качества индивидуальных достижений педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений области.
3. Индивидуальные достижения педагогических и руководящих кадров фиксируются в лпортфолио╗.
4. лПортфолио╗ Ц это документ, в котором накапливаются материалы, свидетельствующие об индивидуальных достижениях педагогических и руководящих кадров в межаттестационный, годовой, полугодовой, четвертной или семестровый периоды времени.
5. лПортфолио╗ Ц это многофункциональный инструмент, как внешней оценки, так и самооценки индивидуальных достижений педагогических и руководящих кадров, позволяющий осознанно и обоснованно прогнозировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут повышения уровня их профессиональной компетентности.
6. Цели введения лпортфолио╗:
╖ развивающая по отношению к образовательной ситуации в регионе;
╖ демонстрационная по презентации достижений профессиональной культуры педагогических и руководящих кадров;
╖ оценочно-стимулирующая по вкладу в развитие конкретного образовательного учреждения;
╖ рефлексивная по мониторингу личностного развития педагогических и руководящих кадров.
7. Задачи введения портфолио:
╖ основание для аттестации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений;
╖ основание для аттестации и лицензирования образовательного учреждения;
╖ основание для назначения стимулирующих выплат педагогическим и руководящим кадрам при введении новой системы оплаты труда;
╖ основание для назначения денежного вознаграждения в рамках конкурса лучших учителей ПНПО.
II. Система оценки индивидуальных достижений педагогических и руководящих кадров.
1. В лпортфолио╗ формируется оценка следующих индивидуальных достижений педагогических и руководящих кадров:
╖ квалификации и профессионализма (далее определение уровня квалификации и профессионализма);
╖ продуктивности (результативности) практической деятельности.
2. Основными принципами оценки индивидуальных достижений педагогических и руководящих кадров являются:
╖ единые процедура и технология оценивания;
╖ достоверность используемых данных;
╖ соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации.
3. Процедура, технология, структуры по оценке индивидуальных образовательных достижений педагогических и руководящих кадров регламентируются следующими документами:
╖ федеральные и региональные нормативные и распорядительные документы по организации и проведению аттестации педагогических и руководящих работников, ЕГЭ, независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений;
╖ федеральные и региональные нормативные и распорядительные документы по проведению лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений;
╖ федеральные и региональные нормативные и распорядительные документы по проведению и организации предметных олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-практических конференций, социально-значимых проектов и акций;
╖ региональная методика распределения фонда оплаты труда педагогических и руководящих кадров;
╖ региональная программа мониторинговых исследований.
4. Показатели качества уровня квалификации и профессионализма включают в себя показатели внедрения педагогом программ углубленного изучения предметов; программ профильного уровня; авторских программ; программ коррекционно-развивающего и развивающего обучения; участия педагога в опытно-экспериментальной деятельности; обобщение и распространение собственного педагогического опыта; наличие опубликованных научно-методических разработок; активная общественная деятельность.
5. Показатели продуктивности (результативности) практической деятельности педагога включают в себя показатели достижений обучающихся, сформированные в учебное и внеучебное время, успешность участия в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, научно-практической деятельности, социально-значимых проектах и акциях различной направленности. Фактические показатели качества предметных достижений устанавливаются по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников, мониторинговых исследований.
6. Показатели качества уровня квалификации и профессионализма руководителя образовательного учреждения определяются номенклатурой видов образовательных услуг, преемственностью содержания и технологии образования на различных ступенях обучения; уровнем научной и организационно-методической обеспеченности и обоснованности инноваций в образовательном учреждении; уровнем реального хода инновационных процессов, динамикой развития материальной базы, эффективностью воспитательной системы в образовательном учреждении, уровнем воспитанности учащихся, охватом воспитанников внеучебной деятельностью.
7. Показатели продуктивности (результативности) деятельности руководителя Ц системность и упорядоченность в организации деятельности образовательного учреждения, творческие достижения учащихся и педагогов; соответствие показателя здоровья учащихся средним региональным показателям; успехи в разноуровневых мероприятиях и конкурсах профессионального мастерства, число связей образовательного учреждения с другими образовательными системами и социальными институтами.
8. лПортфолио╗ педагогических и руководящих кадров формируется в электронном виде с помощью специального программного обеспечения, разрабатываемого на региональном уровне, и в виде накопительной папки за межаттестационный период.
9. Индивидуальные образовательные достижения педагогических и руководящих кадров вносятся в электронный лпортфолио╗ оператором баз данных конкретного образовательного учреждения на основе информации, предоставляемой педагогом заместителю директора школы или руководителю образовательного учреждения; руководителем образовательного учреждения ответственному лицу, назначаемому руководителем муниципального органа управления образованием.
10. Итоговый балл формируется как суммарный балл по всем критериям.
11. Контроль за достоверностью предоставляемых сведений и своевременностью внесения их в лпортфолио╗ на уровне образовательного учреждения осуществляется заместителем директора школы или руководителем образовательного учреждения, на муниципальном уровне Ц ответственным лицом, назначаемым руководителем органа управления образованием.
III. Структура лпортфолио╗ педагогических и руководящих кадров.
лПортфолио╗ учителей-предметников и учителей начальных классов состоит из 7 блоков, каждый из которых имеет свою систему ранжирования (приложение 1):
I блок. Уровень предоставляемого содержания образования;
II блок. Уровень профессиональной культуры педагога;
III блок. Динамика учебных достижений обучающихся;
IV блок. Результативность внеучебной деятельности по преподаваемым предметам;
V блок. Результативность деятельности учителя в качестве классного руководителя;
VI блок. Результативность участия педагога в методической и научно- исследовательской работе;
VII блок. Общественная деятельность педагогического работника.
лПортфолио╗ воспитателей ГПД, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старших вожатых и отдельных учителей может состоять из 6 блоков из-за отсутствия у данных категорий педагогов классного руководства (приложение 2).
лПортфолио╗ воспитателей дошкольных образовательных учреждений состоит из 6 блоков (приложение 3)
I блок. Уровень предоставляемого содержания образования;
II блок. Уровень профессиональной культуры педагога;
III блок. Результативность деятельности педагога по студийно-кружковой работе;
IV блок. Результативность деятельности педагога по работе с родителями;
V блок. Результативность участия педагога в методической и научно- исследовательской работе;
VI блок. Общественная деятельность педагогического работника.
лПортфолио╗ руководителей образовательных учреждений состоит из 5 блоков (приложение 4)
I блок. Достижение высокого качества и доступности общего образования;
II блок. Обеспечение современных условий организации образовательного процесса;
III блок. Формирование системы воспитательной работы;
IV блок. Формирование позитивного имиджа образовательного учреждения в местном сообществе;
V блок. Эффективность управленческой деятельности.
IV. Порядок формирования, хранения и передачи баз данных по результатам оценки индивидуальных достижений педагогических и руководящих кадров
1. Для формирования, хранения и передачи баз данных по результатам оценки индивидуальных достижений педагогических и руководящих кадров (далее Ц баз данных) используются автоматизированные информационные системы регионального, муниципального уровней, уровня образовательного учреждения.
2. Состав данных, формат, назначение и порядок формирования файлов данных по результатам оценки качества индивидуальных достижений педагогических и руководящих кадров (далее Ц файлы данных), используемых для обмена информацией между автоматизированными системами трех уровней определяется на региональном уровне.
3. На региональном уровне формирование, хранение и передачу баз данных осуществляет региональный центр оценки качества образования.
4. На муниципальном уровне формирование, хранение и передачу баз данных выполняет структура, определяемая органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
5. На уровне образовательного учреждения формирование, хранение и передачу баз данных осуществляет системный администратор или ответственное лицо, назначаемое руководителем данного учреждения.
6. Передача файлов данных в образовательные учреждения может осуществляться с помощью порталов информационной поддержки оценки качества образования, создаваемых в сети Интернет.
7. Достоверность передаваемых данных подтверждается предоставлением бумажного аналога, заверенного подписью руководителя и печатью соответствующего учреждения.
IV. Оформление накопительной папки документов лпортфолио╗:
╖ титульный лист (Ф. И. О. педагога, руководителя образовательного учреждения, город/район, школа, образование, награды, звания, степени);
╖ обязательно наличие оглавления (с наименованиями материалов и номерами страниц);
╖ содержание лпортфолио╗;
╖ приложения (копии грамот, дипломов, сертификатов и др.);
╖ каждый отдельный материал, включенный в лпортфолио╗, должен датироваться;
╖ общий объем материалов лпортфолио╗ должен быть не менее 30 и не более 60 страниц формата А-4.
Помещение в лпортфолио╗ не обоснованных материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого. Художественное оформление портфолио не оценивается.
V. Использование материалов лпортфолио╗.
Материалы лпортфолио╗ могут рассматриваться на заседаниях экспертных групп по аттестации педагогических и руководящих кадров, по аттестации и лицензированию образовательных учреждений; на заседаниях управляющих советов органов управления и учреждений образования, конкурсных комиссиях по ПНПО для принятия управленческих решений:
╖ о соответствии заявленной квалификационной категории;
╖ о предоставлении лицензии образовательному учреждению на осуществление образовательной деятельности;
╖ о начислении стимулирующей части заработной платы;
╖ о предоставлении денежного вознаграждения в конкурсе ПНПО.
Данные лпортфолио╗ используются при формировании баз данных школьного, муниципального, регионального уровней для проведения мониторинговых исследований в рамках построения региональной системы оценки качества образования.