История Храма Знамения Пресвятой Богородицы. в п. Черкасское Вольского района Саратовской области
« В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это слова Святого Благовествования. Они запали мне в душу, потому что, действительно, без Бога и Слова от Бога нет ничего сущего на земле. Человек без веры – ничто, он лишён души. Вера – это стержень, спасение, позволяющее выстоять в самые трудные дни, не дающие сгибнуть и погибнуть. Это стало ясно человеку еще на заре существования. 2007 раз мы отмечаем Рождество Христово, святой и светлый праздник, один из самых больших в череде христианских праздников. Он несёт надежду и тепло в человеческие сердца и души.
Многие люди вновь и вновь обращаются к Богу, обретая светлый праздник своей души. С детства я хожу в наш Черкасский храм. Мне нравится рассматривать потускневшие от времени фрески на стенах храма, вглядываться в лики святых на иконах, наблюдать за службой. Меня всегда интересовала судьба нашего храма, история его создания. Я слышал, что таких церквей с крестово-купольной архитектурой в России всего пять, и очень хорошо, что одна из них находится в нашем селе. Полное название нашего храма – Храм Знамения Пресвятой Богородицы. При сборе материала для данной работы я беседовал с настоятелем нашего храма отцом Димитрием, бывшей учительницей истории Анной Семеновной Вачуговой, разговаривал с прихожанами, жителями села, читал книги и материалы из церковного архива храма.
Своё повествование начну с того, что до XVII века наша местность была совершенно незаселённой и называлась Диким полем. Впервые село стало заселяться при князе Черкасском, вице-канцлере императрицы Анны Иоанновны в 30-х годах XVIII века. От фамилии князя село и получило своё название. Здесь селились беглые крепостные, бежавшие из села Ворсмы Нижегородской губернии, которые бежали оттуда от крепостной неволи за лучшей долей. По указу о сыске и возврате беглых крестьян в наши места посылались карательные экспедиции с целью вернуть беглых крепостных прежним хозяевам. Все эти попытки закончились неудачей. Махнув на всё рукой, князь решил оставить всё как есть, закрепив эту местность за собой вместе с крестьянами. Здесь были выходцы из Нижегородской, Ярославской, Владимирской губерний, из нашей, Саратовской, из Сибири, из других мест. Происходил всё больший и больший наплыв людей, а вместе с ним приходили в наши края и разные вероисповедания. Так образовалось вольного характера, разнообразное по вере, обширное, многолюдное село Черкасское. Произошло это примерно в середине XVIII века.
Население нашего села наполовину раскольническое. Что же такое раскол? Давайте обратимся к работе Вольского священника Михаила Воробьёва «Старообрядческие храмы г. Вольска». Он пишет, что раскол появился на берегах Волги чуть ли не с самого начала существования раскола. В большинстве случаев это были отдельные поселенцы, скрывающиеся от преследования правительства не столько за приверженность к дониконовскому (то есть старообрядческому) богослужению, сколько за различные нарушения закона.
Рост старообрядческих поселений в Нижнем Поволжье ускорился в первой половине и в середине XVIII века в связи с деятельностью Нижегородского епископа Питирима. Происходивший из раскольников, Питирим люто ненавидел своих бывших единоверцев и, заручившись поддержкой правительства, преследовал их немилосердно. Он отдавал обитателей скитов в каторжные работы и отправлял их в вечное заточение в православные монастыри1. Старообрядцы в свою очередь тоже люто ненавидели Питирима. В любом случае, они хотели найти место для отправления своей веры, которая в те самые времена преследовалась духовной и светской властью. Переселившись сюда, в наши края, люди нашли удобный приют и привольное житьё. Вследствие этого раскол широко распространился в нашем селе. В наших непроходимых лесах селились старообрядцы, создавали скиты, укрывались от властей.
1 Св. Михаил Воробьёв «Старообрядческие храмы г. Вольска» в кн. «Духовная культура России: история и современность», изд. Саратовской епархии, 2006г., с. 136.
Вот что рассказывает Агафья Тарасовна Краюшкина, жительница села: «Я родилась и выросла в старообрядческой семье. И бабка моя, и родители отличались благочестием, набожностью, умением держать слово. И нас этому учили. Несколько раз за лето мы ходили на лесные могилки, в лес, что недалеко от Лепилина озера. Мы навещали похороненных там родных, их ведь не разрешалось хоронить на сельском кладбище. Еще прабабка говорила, что недалеко от Лесных могилок были целые деревни – скиты, где жили старообрядцы. Сейчас мы хороним своих родных на сельском кладбище, всё-таки в лесу дикие звери, кабаны, разрывают могилы, да и далеко это».
Леса, кстати, укрывали не только старообрядцев. Там прятались и разбойники, лихие люди. Эти люди были «особого рода промышленниками», они делали фальшивые деньги. Из них немало было наказано, бито кнутами и отправлено в Сибирь.
В XIX веке село Черкасское перешло по наследству к графу С.С. Уварову. Наследственный путь нашего села к графу Уварову был следующим: после смерти князя Черкасского село отошло графу Шереметеву (того самого, который прославился своим крепостным театром), от него – графине Разумовской, а уж от неё к графу Уварову. Он стал четвёртым владельцем нашего села.
Одно из самых знаменательных событий нашего села – это постройка храма. Он был возведён в 1827 году. О постройке храма существует красивая легенда, которую передают из уст в уста не одно поколение черкассцев, хотя никто точно не знает, правда это или быль. Вот что говорит Анна Семеновна Вачугова, старейший житель нашего села, бывший учитель истории: «Действительно, существует такая легенда. Когда началась война с Наполеоном в 1812 году, сын графа записался в народное ополчение. Между прочим, вместе с поэтом Жуковским. Все хотели выгнать неприятеля вон с русской земли. Граф тогда дал обет Богу: если сын вернётся живым и невредимым с войны, и Россия одержит победу, то он выстроит храм в селе Черкасском. Умели тогда держать слово! Как только сын вернулся, граф заложил храм».
Описание нашего храма мы находим в «Историко-статистическом описании селений Вольского уезда Саратовской губернии» (1889г):
«Посреди села стоит каменный храм с колоннами и пятью главами. Храм этот построил граф Уваров, четвёртый правитель Черкасского села. Имение у него весьма богатое, до 19000 десятин земли. Местный храм он построил в 1827 году. Храм имеет обширное внутреннее помещение. В нем три престола. Главный – в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в правом приделе – во имя чудотворца Косьмы и Домиана, в левом – в честь Вознесения Иисуса Христа. Иконостасы расположены по прямой линии. Главный иконостас простирается до верху арки и состоит из двух неодинаковых по времени работ. Иконы нижнего яруса хорошей академической работы, были заказаны графом Уваровым в Петербурге. Верхний ярус написан позже и не имеет особой ценности.
В приделах Косьмы и Домиана и Вознесения Иисуса Христа иконостасы невысокие и установлены иконами также хорошей академической работы. Прочие иконостасы, установленные на стенах арки, взяты из старой церкви и не имеют по работе особого значения.
При Черкасском храме существует церковно-приходское попечительство. Сбора бывает до 60 рублей в год. Эти деньги расходуются для поддержания церковного хора, состоящего из 15 крестьянских мальчиков, учеников местного училища…»1
Да, храм, действительно, красив. Но, кроме того, меня заинтересовал ещё один аспект: священники нашего храма. Кто они были? Как служили Богу? Опять же – «ищущий да обрящет». В статье М. Е. Плякина «Саратовские первомученики: иерей Владимир Пиксанов» я нашёл такие сведения о нашем священнике Ермиле Филипповиче Пиксанове, который служил в храме в начале XIX века.
1 цитата из книги В.Д. Климов « Село Черкасское в прошлом и настоящем», 1975г.
«В 1799 году в Пензе была организована семинария, называвшаяся, в соответствии с названием епархии, Саратовской.
В начале XIX века в этой семинарии обучался и Ермил Филиппович, получивший в семинарии по названию села фамилию Пиксанов, закрепившуюся за его потомками. Ещё во время обучения в духовном училище он испытал все неудобства крайней бедности: ходил босой, в старом халате, не имел свечей для занятий. Во время обучения в семинарии ситуация усугубилась ещё и тем, что лекции читались на латинском языке, их нужно было переписывать, поскольку никаких учебных пособий тогда не существовало, а ректор семинарии, учёный архимандрит Аарон (Нарциссов), был требователен и строг.
В 1818 году Ермил Пиксанов уволился из богословского класса Пензенской духовной семинарии. Епископ Пензенский и Саратовский Афанасий (Корчанов) нашёл не окончившего полный курс семинарии воспитанника достойным к посвящению в сан, и по рукоположении назначил его священником в село Черкасское Вольского уезда Саратовской губернии.
Здесь, кроме своего пастырского служения, он имел многие должности: был депутатом, миссионером и благочинным на протяжении 35 лет. Отец Ермил пользовался покровительством местного помещика Сергея Семёновича Уварова. По воспоминаниям знавших его, священник в обращении с прихожанами был прост и отличался самым широким хлебосольством, в обществе же был остроумным собеседником, любил цитировать стихи и рассказывать поучительные истории».1
Не менее интересна судьба и служение Богу судьба священника Григория Ивановича Декатова, сведения о котором мне дал настоятель нашего храма отец Димитрий:
«Священник Г.И. Декатов в продолжение более двадцати лет вёл
1 СМ.: Воробьёв М., иерей, Храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» (посёлок городского типа Черкасское Вольского района). Историческая справка. Электронный документ.
успешную борьбу с расколом. С раскольниками всех согласий вёл беседы в Церковной сторожке и у них на дому. Вследствие его вразумлений многие обратились в лоно православной церкви. Из числа обратившихся укажем крестьянина деревни Никольской Бещётнова, за которым обратилось ещё более сорока человек в православие».1
Вот такие замечательные судьбы!
Как же складывалась дальнейшая судьба храма, особенно после Октябрьской революции? Именно в это время начинается то дикое время, которое историки назвали «строительством коммунизма». И коммунизм не построили, и духовность в людях убили! Но нашему храму повезло, он уцелел, хотя его тоже пытались уничтожить. Такова была участь многих храмов по всей стране. Вот что вспоминает Анна Семеновна Вачугова, бывший учитель истории:
«Было это году в 1925, я тогда ещё совсем молоденькой была. В РИКе (районный исполнительный комитет) было принято «историческое» решение: сломать церковь, а из её кирпича построить школу. Заложили под восточную сторону взрывчатку, рванули. И что вы думаете? Церковь даже не шелохнулась! Как стояла, так и стоит! Ещё раз попробовали, колонны рухнули с восточной стороны. Казалось вот-вот, и не станет нашей красавицы! Народу собралось – тьма! Все притихли, стоят, смотрят, чем дело закончится. Затем подогнали трактор (первый на селе – «фордзон»), зацепили с северной стороны. Дёргали, дёргали, – всё впустую! Стало ясно, что сломать церковь не сломаешь, а только изуродуешь. Ну и решили сделать в церкви склад. Хранили там зерно, овёс для колхозных и сельповских лошадей, - места-то много! Кресты, конечно, там были сбиты, а ребятишки там резвились, лазили по подземельям да на колокольню. А школу-то в 1935 году всё-таки построили, разобрав на кирпичи старый особняк графа Уварова, он находился на горе, там, где сейчас находится Черкасский лесхоз».
А вот ещё одно воспоминание о закрытии храма нашей землячки
1 из архива Храма Знамения Пресвятой Богородицы.
Пелагеи Тимофеевны Засухиной: «При закрытии храма с него были сброшены колокола. Я была маленькой девочкой. Когда происходило это событие, собралось всё село, нас с сестрой за ручку привела моя тётя. Я хорошо помню, как люди стояли на коленях и молились. С грохотом упал колокол, и народ заплакал».
Нужно сказать, что жители села никогда не теряли надежды, что храм возродиться. Во время Великой Отечественной войны, как нам известно, И.В. Сталин пошёл на значительные уступки церкви. По городам и сёлам стали открываться закрытые храмы. На 20 августа 1944 года на территории области было всего четыре действующих храма: в Саратове, Вольске, Петровске и Ртищеве. В 1945 году была открыта церковь в Пугачёве, в 1946 году в Балашове, Ершове, Аркадаке. Уже в послевоенный период, в 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР разрешил открытие ещё четырёх сельских приходов.1 Не теряли надежды и черкасские прихожане. В журнале «Саратовские епархиальные ведомости» (№2, 2007г.) читаем документы Саратовского епархиального архива Ф. 1Оп. 1 Ед. хр. 2:
«Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Григорию Архиепископу Саратовскому и Сталинградскому от коллектива верующих с. Черкасское того же района.
1944 года марта 16 дня мы, верующие, обратились с ходатайством в Облисполком об открытии у нас прихода и открытии (передачи) имеющегося у нас храма. Почтительнейше просим Вас, Ваше Преосвященство, с своей стороны обратиться в Облисполком и оказать содействие в скорейшем открытии храма. В случае отказа перенести наше ходатайство перед Святейшим Патриархом Сергием и теми органами Правительства, кои ведают делами по открытию храмов.
Наше село находится от ближайшего храма в г. Вольске в 50
1 «Открытие храмов в Саратовской и Сталинградской епархии а период Великой Отечественной войны»// «Саратовские епархиальные ведомости», №2, 2007г., с.106.
километрах, что затрудняет сношение с церковной службой, в особенности для стариков и детей.
В отношении прихода просим назначить к нам протоиерея гор. Вольска Михаила Галкова.
1944 года марта 16 дня.
К сему подписуемся гр. Села Черкасское.
М.З, Богатеньков, Краюшкина А., Козуляева Н., Боженова М., Кудрявцева Олися, Кулыгина Мария, Соколова В.Д., Гречушникова А.С., Богатенькова В.И., Линькова В.Н., Игнатьева В.И., Иванцова А.И., Шапошникова Ф.М.
Просим уведомить нас через гр. С. Черкасское, того же района Саратовской области Михаила Зиновьевича Богатенькова».1
Необходимо отметить, что власти никак не отреагировали на просьбу крестьян. Видимо, всерьез считали религию «опиумом для народа». Даже не верится, что были времена, когда церковь находилась под запретом, когда нельзя было прийти свободно в церковь и успокоить душу, пообщаться со священником, причаститься, поставить свечку перед иконой.
Долгое время церковь пустовала, представляя собой удручающее зрелище. Как складское помещение церковь служила долго, вплоть до 1961 года, когда расформировали Черкасский район. Её облюбовали грачи да вороны.
Новая жизнь у храма началась, когда в Черкасское из Вольска приехал отец Александр (Каляев). Он очень много сделал для восстановления храма. Своими силами вместе с прихожанами он в 1992 году поменял старые, сгнившие железные купола на новые, оцинкованные. «Конечно, без ложной скромности скажу, работа была сделана огромная, - вспоминает отец Александр. Было снято старое железо с куполов, заменено новым, цинковым. Заказаны и поставлены кресты на купола. По домам собирали иконы, конечно, многие из них не академической работы, но есть и довольно старинные, академической работы. Сразу начали вести службы, совершать таинства венчать, отпевать. Раньше это делалось тайком, в соседней области, в селе Илюшкино. Большую помощь тогда оказало местное население, администрация посёлка. В мае 1994 года, церковь подверглась ограблению, были украдены практически все иконы, представлявшие хоть какую-то ценность. Видно, что работали «специалисты». Но с помощью нашей черкасской милиции все иконы были найдены и возвращены в храм. Большое
спасибо за это ребятам. Кстати, ворами оказались местные, мы даже боялись самосуда прихожан».
В 1997 году в нашем посёлке побывали депутат Государственной Думы В.В. Володин (бывший в ту пору заместителем губернатора Саратовской области), а также депутаты Якимкин и Сухой. Вот тогда восстановление храма было поставлено на профессиональные рельсы. Храм был снаружи заштукатурен, окрашен в белый цвет, купола были покрашены в канонические голубой и зелёный цвета. Поставлены новые красивые двери, подъезд к храму заасфальтирован. Вокруг храма была поставлена красивая чугунная ограда. Он буквально воссиял своей красотой в центре села, украшая его и вызывая неподдельное восхищение. Силами прихожан и школьников был разбит цветник, посажены саженцы ёлочек и липок. Мало того, были поставлены на колокольню новые колокола, и теперь по большим церковным праздникам художественный руководитель Дома культуры Сергей Саткулов звонит в колокола. А ведь это целое искусство! Иными словами, храм зажил новой полноценной жизнью.
История храма имеет своё продолжение и в XXI веке. Выпускник нашей школы Зорин Владимир, который с детских лет ходил в храм и помогал вести службы, в 2001 году поступил в Саратовскую духовную семинарию, а в 2006 успешно её закончил. Сейчас он находится на службе у епископа Саратовского и Вольского Лонгина, скоро получит сан священника и свой приход.
В 2003 году отца Александра перевели в г. Вольск, а в Черкасское из Саратова приехал молодой священник отец Димитрий (Зимин). Много усилий он приложил для внутренней отделки храма, ведь депутаты позаботились лишь о внешней красоте здания, а внутри всё как было, так и оставалось. Отцом Димитрием были поставлены новые кивоты: с иконой Знамения Божией Матери, храмовой иконой, и иконой Чудотворца Николая. Была поставлена новая купельница для крещения младенцев.
Но, конечно, храм требует профессиональной отделки, нужно восстанавливать росписи на стенах, приводить в надлежащий вид внутреннее убранство храма. Многие иконы не представляют большой ценностью, они являются либо литографией, либо «бумажной росписью». Отец Димитрий сетует, что храму крайне необходимо хотя бы подобрать иконы с двунадесятыми праздниками над царскими вратами, но не из чего. При реставрации церкви «Утоли моя печали» в Саратове многие иконы раздавались по сельским приходам. Стараниями нашего земляка-семинариста Зорина Владимира эти иконы были привезены в наш храм. Этим и довольствуемся, ведь не было бы и этого. Кто знает, может быть, сильные мира сего вспомнят о том, что храм в селе Черкасском должен жить полноценной жизнью.
Наш храм существует уже почти двести лет. Из них 110 лет в нём проводились и проводятся службы, совершаются таинства, люди обращаются к Богу, прося о помощи и благодати, или благодарят за милость Божию. У храма интересная и драматичная судьба. Он много видел на своём веку: и расцвет, и запустенье, и возрождение. Недаром говорят, что есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать. По-моему, сейчас пришло время собирать камни. Я не собираюсь быть священником, я хочу быть врачом, но знаю, что всю свою жизнь я буду глубоко верующим человеком, что Бог всегда будет в моей душе и в душах моих детей. Пришло время, когда нужно избавить людей от скверны, лжи, запустения, злобы, надо заполнить душевный вакуум в душах Божиим Словом. Тогда и души очистятся, и страна возродится, ведь на грязных помыслах нельзя построить ничего чистого и светлого. Помогай нам в этом Бог!
Папина Елена Юрьевна - учитель истории МОУ "Средняя общеобразовательная школа р/п Черкасское Вольского района Саратовской области"