МОУ "Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области"

 

 

ПРОГРАММА  РАЗВИТИЯ

МОУ "Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области"

 

Утверждена на педагогическом Совете                           Директор школы:__________

от 09.01.2006г.                                                                     /Е.Ю. Папина/

протокол № 3                                                                      р/п Черкасское

 

 

РАЗДЕЛ  I. Введение.

РАЗДЕЛ  II. Информационная  справка.

РАЗДЕЛ  III. Аналитико – прогностическое  обоснование.

РАЗДЕЛ   IV. Концепция  желаемого  будущего  состояния  школы.

РАЗДЕЛ  V. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние.

 

 

РАЗДЕЛ  I. Введение.

 Краткая  аннотация  Программы. 

Программа развития средней общеобразовательной школы р/п Черкасское на 2006 – 2010 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии.

Программа развития – это разновидность целевой программы, которую можно определить как интегрированное представление исходных проблем, целей, ресурсов, сроков, а также действий исполнителей. Программа развития направлена на решение приоритетных проблем, требующих изменения, совершенствования жизнедеятельности образовательного учреждения. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области» на 2006-2010гг. разработана в соответствии с Национальной доктриной образования Российской Федерации, законами Российской Федерации «Об образовании»,  Федеральной программой развития образования и является основой для организации учебно-воспитательной деятельности. Программа ориентирована на повышение социального статуса учреждения, обновление содержания и структуры на основе современного опыта и традиций. Срок реализации программы: 2006-1008гг. программа является открытым документом для внесения изменений дополнений. Выполнение программы осуществляется всеми участниками учебно-воспитательного  процесса. Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:

- плана действий (в рамках перспективного, календарного планирования работы школы);

- анализа выполнения (в рамках педагогического анализа деятельности школы).

Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в выделенных приоритетах:

·        личность  участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), ее самооценка, развитие;

·        гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе;

Адаптация есть многоаспектное приспособление индивида к социальной среде обитания.

Виды  адаптации:

·        психологическая

·        социальная

·        технологическая

·        физиологическая

·        экономическая

·        бытовая

·        политическая

·        правовая

В разработке Программы использованы следующие нормативно – правовые документы:

·        Конвенция о правах ребенка

·        Федеральный закон «Об образовании» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 года;

·        «Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г.» от 03.10 2005г.- «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I)

·        Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393);

·        Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783);

·         Законы РФ и Саратовской области "Об образовании"

·         Устав  МОУ "Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области"

 

РАЗДЕЛ  II. Информационная  справка.

 МОУ "Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области"  ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.

Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления.  Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебной, методической, воспитательной и хозяйственной части, педагогический совет и попечительский совет. 

1.     Общая  характеристика  школы.

Школа включает в себя четыре отдельно стоящих здания.

Год ввода в эксплуатацию – 1910 год, 1963 год, 1987 год.

Адрес школы: р/п Черкасское, пл. Революции, д. 60.

Аттестация школы:

Лицензия на право ведения образовательной деятельности:

Школа имеет центральное отопление, люминесцентное освещение, холодное водоснабжение, канализацию, столовую, спортзалы, оборудованные кабинеты. Библиотека имеет в своем фонде 36 787 экземпляров учебников и 1 190 экземпляров методической литературы, художественный фонд – 11 574 экземпляров.

 

2.     Численность  учащихся.

 

Начало 2004/2005  учебного года

445 учащихся

Конец 2004/2005 учебного года

422 учащихся

Начало  2005/2006 учебного года

408 учащихся

Конец 2005/2006 учебного года

383 учащихся

Начало 2006/2007 учебного года

350 учащихся

Конец 2006/2007 учебного года

325 учащихся

Начало 2007/2008 учебного года

308 учащихся

 

3.  Характеристика   учителей.

 

В школе работает 36 учителей. Среди них: 2 учителя награждены значком "Отличник народного просвещения", 1 учитель  - значком «Почётный работник общего образования РФ», 4 учителя  - грамотой министерства образования РФ.

 

ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ

 

 

 

 

 

 

             58 %             42%

 

 

 

 

 

КАТЕГОРИИ УЧИТЕЛЕЙ

 

                                      5,4%

 

                        

 

                            40,6%             54%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Состояние  материально-технической базы.

 

 

Кол - во

Состояние

Оптималь-ное

Допусти-мое

Критичес-кое

Спортивный зал

2

 

+

Спортплощадка

1

 

+

 

Актовый зал

1

 

+

 

Столовая

1

 

+

 

Мастерские:

-         столярные

-         швейные

 

1

1

 

 

+

+

 

Кабинеты:

-         русского языка

-         иностран. язык

-         математики

-         химии

-         биологии

-         физики

-         истории

-         географии

-         начальных кл.

-         обслужив. труда

-         информатики

 

3

3

2

1

1

1

1

1

6

1

1

 

 

 

 

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

 

Мебель

488*976

 

+

 

Компьютеры

13

1/+

 

12/+ 

Телевизор

3

 

+

 

Медицинский кабинет

1

 

+

 

Библиотека

1

 

 +

 

 

 

 

 

6. Здоровье  детей.

 

В школе обучается 327 детей. При медицинском осмотре было проверено 295 учащихся. Результаты осмотра представлены в следующих диаграммах.

 

Физическое развитие учащихся.

 

 

 

 

 

8.     Характеристика  социума.

9.      

       Школа расположена в центре рабочего посёлка Черкасское, одном из крупнейших сёл Вольского района. Современное здание введено в эксплуатацию в 1963 году,  в 1989 году к основному зданию школы был сделан пристрой. В отдельном здании постройки конца XIX  века расположена начальная школа. Также в отдельно стоящем здании расположены школьные мастерские и спортивный зал №2. Оптимальная вместимость учеников – 500 учащихся. За последние пять лет количество учащихся уменьшилось более чем  в 1,5 раза. В посёлке  увеличилось количество пенсионеров и безработных. Здесь проживают, в основном, работники ОАО «Нижнечернавский элеватор», лесхоза, частных предприятий.

В окружении школы  учреждение здравоохранения (МУЗ Черкасская участковая больница), сельский Дом культуры, Детская школа искусств, Дом детского творчества. В поселке функционируют три детских сада, с которыми сохраняется преемственность со школой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное положение родителей

 

                  177 

 

 

 

 

 

                88 

 

 

                   62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный статус семей учащихся

 

 

Уровень  успеваемости  и  качества  знаний.

 

 

2004/2005 учебный год

2005/2006 учебный год

2006/2007  учебный год

Успеваемость

100 %

100 %

100 %

Качество

42,6 %

44 %

43,8 %

Не успевают

-

-

-

Медалисты (серебряная медаль)

2 учащихся

1 учащийся

1 учащийся

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ  III. Аналитико – прогностическое  обоснование.

Необходимость разработки данной Программы развития модели адаптивной школы определяются из анализа как внешних, так и внутренних факторов.

1. Анализ  внешних  факторов.

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом:

·         четырехлетняя начальная школа;

·          относительная завершенность общего образования в основной школе;

·          возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы.

Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно- ориентированной, переход базисный учебный план 2004г. и на государственный стандарт 2004г. требуют от школы совершенствования, изменения, от педагогов  - становление их как профессионалов, глубоко знающих свой предмет и легко ориентирующихся в инновациях, психологических процессах, владеющих разными технологиями преподавания своего предмета.

Мы решили сменить ориентацию школы от традиционной к личностно-ориентированной, так как существуют проблемы нынешней массовой школы. Они,  на наш взгляд, следующие:

Ë  показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны;

Ë    нивелируется индивидуальность детей. На уроках преобладает отчужденный стиль общения педагога с детьми, "безличный " подход к учащимся;

Ë    сохраняется чисто формальная, "зуновская" ориентация образования, отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка;

Ë    слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

Ë    недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе.

 

 

Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым:

Ë  ·  выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающе ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка;

Ë  ·   создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;

Ë  ·   интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии);

Ë  ·   создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;

Ë  ·  формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

Ë  ·   создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории в ходе предпрофильной подготовки в 9-х классах и профильного обучения на III ступени обучения. Причем, профили каждый год для каждого десятого класса должны быть разными с учетом выбора профиля учащихся на выходе из предпрофиля.

Нельзя оставить без внимания и демографический фактор.

Посёлок "стареет", численность учащихся существенно снижается. Анализ прогнозов контингента учащихся на 2005-2010гг. показывает, что он сократится почти в два раза. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся, а значит найти школе свою "привлекательность" как  для родителей, так и для учащихся.

На основе изучения социума школы, учитывая, что в посёлке  нет других общеобразовательных учреждений для детей, можем сделать вывод, что необходимо по максимуму привлечь учреждения дополнительного образования, чтобы обеспечить занятость детей по интересам.

Возникает и кадровый вопрос. Но, учитывая, что большинство учителей имеет большой стаж работы и «в возрасте», этот вопрос разрешается естественно, то есть  выходом педагога на пенсию.

2.  Анализ внутренних факторов.

Положительным в работе школы являются следующие моменты:

-    достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал;

-    односменность режима работы, пятидневка для первых  классов начальной школы;

-    система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе,  налаженная система работы Попечительского совета;

-    ученическое самоуправление через работу Школьного Парламента;

-    система и координация деятельностью всех структур коллектива администрацией школы;

-    соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;

-    гражданско-нравственная и военно-патриотическая  направленность воспитательной системы.

Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень – создание модели адаптивной школы, где в основе лежит личностно-ориентированный подход к ребенку.

Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:

-    недостаточно высокая материально-техническая база обеспечения учебного процесса;

-     отсев учащихся из-за переезда их родителей на другое место жительства;

-     самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание воспитания на школу;

Для решения указанных проблем необходимо ввести два подхода к содержанию образования. Это уровень обязательной общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый школьник – "ученик должен" и уровень повышенной подготовки, который может выбрать для себя интересующийся способный ученик – "ученик может". Эти подходы можно реализовать при предпрофильной подготовке 9-х классов и прорфильного обучения на старшей ступени.

Организация учебно-воспитательного процесса, основанного на данной дифференциации, предполагает:

                1.      Воспитание индивидуальности – создание условий для выбора содержания учебного материала в соответствии с собственными интересами личности, своими возможностями.

                2. Воспроизводство и рост интеллектуального потенциала социума – использование возможностей каждого члена социума для максимального развития его интеллектуального и творческого потенциала, последующего профессионального самоопределения.

Наиболее оптимальной формой подготовки старшеклассников является предпрофильная подготовка 9-х классов, которая начата с 2006-2007 учебного года и введение профильного обучения для 10-х классов в 2007-2008 учебном году. Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их адаптацию к современной социальной среде.

С другой стороны, школа не обеспечивает полностью противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний.

В связи со всем вышесказанным считаем необходимым и приемлемым создание модели адаптивной школы.

РАЗДЕЛ   IV. Концепция  желаемого  будущего  состояния  школы.

 Концепция адаптивной школы как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:

1.  сложившиеся в течение многих лет традиции в обучении, развитии и воспитания учащихся;

2.  высокий кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания, прошедший курсовую подготовку и владеющий Интернет-ресурсами и способный к творческой поисковой работе;

3.  сложившиеся традиции ученического самоуправления, позволяющие привлекать учащихся к вопросам управления школой и развивать инициативную, думающую личность;

Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования адаптивной модели школы, которая включает в себя, кроме всего прочего, на экспериментальной площадке программу предпрофильной подготовки в 9-х классах и  профильного обучения в 10-11-х классах.

Главная идея, положенная в основу концепции адаптивной школы  – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Стратегическая цель – адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания образования, условиям развития школы в целом. Путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка добиться желаемого результата.

Миссия адаптивной модели школы:

1.   Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;

2.  Содействовать адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей, региона.

Общей задачей деятельности при адаптивной модели школы мы считаем достижение уровня информированности и функциональной грамотности, создания в стенах школы условий для полноценного развития личности ребенка, его самореализации самоутверждения.

Социально – педагогические задачи, решаемые в рамках данной проблемы:

·    создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

·    предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах деятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности

·    формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне "учитель - ученик", "ученик - ученик", "учитель - учитель", "ученик - родитель", "учитель - родитель").

Концепция обучения – воспитывающая, в основе которой:

-    овладение школьниками культуры ценностных ориентаций, взаимоотношений, общения;

-    социальная адаптация учеников в реальной жизни;

-    психологическая коррекция, снятие трудностей обучения, общения, взаимоотношений в процессе учебной деятельности.

Принципы обучения и воспитания в модели.

В основу организации жизнедеятельности адаптивной школы мы кладем следующие принципы:

1. Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:

³  ценность личности, заключающаяся в самоценности каждого ребенка;

³  уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;

³  приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

³  субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни через предпрофильную подготовку и профильное обучение;

³  самореализация, то есть раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;

³  социализация, то есть осознание и освоение учащимся современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни, адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

³ индивидуализация, то есть развитие и продуктивно – творческое индивидуально – неповторимого потенциала личности.

2.  Принцип реальности. Он предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.

В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.

3Принцип гуманности. Он  предполагает:

P создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка и педагога;

P формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями);

P развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам Саратовской области и посёлка Черкасское;

P формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;

P создание действенной службы социально-педагогической и психологической помощи школьникам.

4Принцип демократичности. Он предполагает организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через следующие факторы:

³ разработку системы локальных актов, определяющих содержание и цели по определенным направлениям деятельности в школе;

³ создание системы отношений в школьном коллективе на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;

³ разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод; это может осуществляться через работу Школьного Парламента;

³ развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; постепенная передача полномочий администрации и педагогического коллектива детскому коллективу в работе по организации жизни школы, класса, а также Попечительскому совету в вопросах поиска внебюджетных средств для функционирования и развития школы;

³ развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.

5.  Принцип научности. Он  предполагает:

F   развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;

F   постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла (краеведение, история мировых цивилизаций, навыки жизни и т.д.), реализация достаточного количества элективных курсов по предметам в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;

F   создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.

6.  Принцип  природосообразности. Он  предполагает, что в образовании необходимо основываться на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов,  что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

7. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации и самореализации школьника в сложных перипетиях современной жизни;

 

 

Модельное представление адаптивной школы.

Мы видим школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное физическое развитие ребенка, с профильными классами на III ступени (при сохранении в каждой параллели общеобразовательных классов), обладающее своей системой воспитания гуманистического типа, с сетью кружков и секций во вторую смену, позволяющим школьнику найти себе занятие здесь по своим интересам.

Мы предполагаем, что у каждого учащегося школы будет индивидуальная карта развития для обеспечения индивидуального подхода к развитию каждого учащегося на основе методико-психолого-педагогического изучения детей на каждом возрастном этапе.

Мы считаем, что выпускник нашей школы должен выглядеть так и обладать следующими качествами.

 

Модель  выпускника

МОУ "Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области"   

 

Направления

Критерии

Начальная  1 – 3 (4)

Основная  5 – 9 (10)

Средняя (полная)

 10 – 11 (12)

Гражданские качества

- знание своих прав и обязанностей;

- долг и ответственность перед семьей и школой;

- осознанность своих поступков;

- патриотизм;

- правдолюбие.

- знание своих прав и обязанностей;

- любовь к родному поселку, стране;

- любовь к природе, охрана ее;

- уважение к традициям и истории страны;

- иметь свое мнение, уметь принимать решение, независимость убеждений.

- знание своих прав и обязанностей, умение их отстаивать;

- активная гражданская позиция;

- умение ориентироваться в общественно-политической жизни страны;

- принципиальность;

- патриотизм;

- воспитание национального самосознания.

Нравственные качества

- понятие чести, достоинства;

- выдержка;

- умение жить в коллективе;

взаимопонимание и взаимовыручка.

- доброта;

- милосердие;

- взаимовыручка;

- честность;

- порядочность;

- понимание другого человека;

- уважение к старшим;

- здоровый образ жизни;

- уважительное отношение к чужому труду;

- гуманизм;

- любовь к школе;

- обязательность.

- гуманизм;

- честность;

- бескорыстность;

- справедливость;

- трудолюбие;

- самоуважение;

- порядочность;

- доброжелательность.

Интеллектуальные способности

- сформирован-ный интеллектуаль-ный запас;

- использование знаний на практике;

- понимание, что учеба – это труд.

- стремление к познанию;

- расширение своего кругозора;

- умение анализировать;

- самостоятель-ность мышления;

- любознатель-ность;

- способность к самообразо-ванию.

- эрудированность;

- умение применять знания в жизни;

- владение новыми информационными технологиями;

- творческий подход к делу;

- самокритичность;

- способность к самосовершенство-ванию.

Общая культура

- приобщение к ценностям  народа, его традициям, обычаям;

- чувство прекрасного;

- внешний опрятный вид.

- культура поведения;

- приобретение навыков этикета;

- приобщение к художественным ценностям;

- знание норм морали;

- уважительное отношение к прошлому.

- владение нормами морали и культурного поведения;

- знание общечеловеческих ценностей;

- культура общения;

- культура умственного труда.

 

 

РАЗДЕЛ  V. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние.

5.1.    Приоритетные проблемы и структурирование их.

Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие группы задач, связанные с дальнейшим развитием школы.

 

I.                   Кадры.

1.  Создавать условия для творческой работы и для роста профессионального мастерства учителей через курсовую и межкурсовую переподготовку.

2.  Совершенствовать систему поощрения творчески активно работающих сотрудников.

3.  Создать комфортные здоровьесберегающие условия для повышения профессионального мастерства, через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы.

-  создание комфортных психологических условий;

-  формирование нового профессионального мышления.

 

II.                Материально – техническая база.

1.  Совершенствовать качество системы образования, оснащая кабинеты наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами.

2.  Систематизировать работу над творческим развитием личности, уровнем воспитанности и здоровьем учащихся, обеспечивая индивидуальными программами развития.

3.  Систематизировать работу методической службы, знакомство учителей с новейшей литературой, методическими пособиями, разработками, технологиями.

 

III.             Формирование физически здоровой личности.

1.  Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся.

2.  Поддержка вариативных дополнительных образовательных и досуговых программ, способствующих здоровому образу жизни.

3.  Повышение квалификации педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением учащихся.

4.  Совершенствование организации питания учащихся.

5.  Координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

 

 

IV. Оптимальная организация учебно – воспитательного процесса.

1.  Совершенствование учебных планов и программы по предметам.

2.  Развитие взаимодействия  учебных дисциплин на основе межпредметных связей.

3.  Возрождение традиции общественно воспитания, нравственного кодекса, учитывая историческое и культурное развитие поселка как части России, его  социальных и экономических условий.

4.  Создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе.

 

VРазвитие творческих способностей учащихся.

1.  Привлечение учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, интеллектуальным марафонам фестивалям, выставкам вне стен школы.

2.  Создание творческой атмосферы в школе путем введения элективных курсов по выбору, кружков, музейно-экскурсионных работ.

3.  Модулирование  учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию и  самоопределению личности.

4.  Организация публикаций творческих работ учителей и учащихся в методических изданиях и в местной прессе.

 

VI. Развитие школьного самоуправления.

1.  Разработка локальных актов по ученическому самоуправлению и работе Попечительского совета.

2.  Выявление реальных потребностей учащихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности.

3. Определение организационной структуры  ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся.

4.  Организация деятельности органов ученического самоуправления.

5.  Подведение итогов работы, анализ ее результатов.

 

VII. Система взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом.

1.  На базе школы создать систему предвузовской подготовки совместно с Саратовским государственным аграрным университетом.

2.  Формирование системы педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого-педагогической  службой, тематических родительских собраний, дней "открытых дверей" для учителей и родителей школ из близлежащих сел, общешкольных собраний.

3.  Повышение психолого-педагогических знаний родителей через курсы, лектории, конференции, открытые уроки, групповые мероприятия, индивидуальные консультации.

4.  Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через следующие виды деятельности:

-  родительские собрания;

   - организации кружков, секций, клубов, совместные творческие дела;

- помощь в укреплении материально-технической базы школ;

- реальное функционирование родительского патруля;

- индивидуальное шефство над неблагополучными семьями.

5. Участие родителей и общественности в управлении школой через такие школьные формирования:

      - Совет школы;

      - родительский комитет;

      - Попечительский Совет школы.

 

            IV. Организация учебного процесса:

 

Деятельность педагогического коллектива, направленная на улучшение учебного процесса.

 

Основные направления деятельности

Сроки

Ответственные

1

2

3

1. Работа по преемственности детского сада и начальной школы и основной, основной и средней:

-       

     "круглый стол" с сотрудниками д/с «Светлячок» по проблемам преемственности в д/с и в начальной школе.

-       

 

 

 

 

 

  февраль

 

 

 

 Руководитель МО учителей начальных классов

  Камардина Л.В. 

  Руководитель МО учителей начальных классов

  Камардина Л.В. 

2. Совершенствование системы программного дополнительного образования:

а) открытие предметных кружков: информатика, история, литература, математика, ИЗО, физкультура.

б) привлечение учреждений дополнительного  образования: детская школа искусств, Дом детского творчества, детская библиотека, детская музыкальная школа.

 

 

 

октябрь

 

 

 

 

Рук - ли кружков

 

 

Администрация

3 Дифференциация обучения школьников по различным направлениям учебного плана.

   Реализация  предпрофильной подготовки в 9-х классах и профильной подготовки в 10-х классах;

-         диагностика склонностей и способностей учащихся 3, 9 классов

-         мониторинг уровня обученности, мотивации, тревожности в 9, 10 классах

 

 

 

 

Весь период 

 

 Весь период

 

 

  Руководитель предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения

Викулова Н.А.

  Школьный психолог

  Серова Е.А.

 

4.  Работа с одаренными детьми. Школьные олимпиады , смотры, конкурсы:

 

-       школьный тур предметных олимпиад.

 

 

Ежегодно

Октябрь, ноябрь, декабрь

  Заместитель директора по УВР

  Лысов А.А.

 

5.  Подготовка и проведение итоговых контрольных работ, итоговой аттестации учащихся:

-         подготовка текстов контрольных работ для 1-4, 5-8, 10 классов;

-         подготовка билетов практических заданий для устных экзаменов в 9, 11 классах;

-         организация консультаций по подготовке к экзаменам;

-         проведение линеек, родительских собраний;

-         изучение нормативной документации.

 

 

Ежегодно апрель-май

 

 

 

 

 

Весь период

 

 

Руководители МО

 

Учителя-предметники

Администрация

 

 

Классные ру- ководители

6.  Организация совместной деятельности школы и ВУЗа (СГАУ), направленной на улучшение подготовки абитуриентов в высшие учебные заведения:

-         организация встреч учащихся выпускных классов с преподавателями саратовских  ВУЗов и Вольских ССУЗов;

-     

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 Руководитель

профильного обучения  

 Викулова Н.А.

 

 

7.  Профориентационная работа:

-         беседы о профессиях на уроках;

-         встречи с родителями разных профессий;

  Проведение Дня профориетационных услуг для учащихся школ близлежащих сел на базе Черкасской школы.

В течение года

 

Ежегодно

октябрь

  Администрация

 

Школьный психолог

Серова Е.А.

  

V.  Основные направления воспитательной работы.

Кроме обучающей функции, сельская школа несет на себе огромную воспитательную нагрузку. В селе зачастую только школы может сплотить вокруг себя социум и попытаться воспитать не только подрастающее поколение, но и изменить отношение к существующей  действительности жителей села. Поэтому воспитательная работа в сельской адаптивной школе ведется по многим направлениям, пытаясь охватить все стороны жизни. Это такие направления, как:

·        гражданско – нравственное;

·        формирование положительных привычек;

·        познавательная деятельность;

·        художественная деятельность и эстетическое воспитание;

·        трудовая деятельность;

·         оздоровительная работа;

·         работа с учащимися, требующих особого внимания и контроля, детей из    социально-незащищенных и неблагополучных семей;

·         работа ученического самоуправления.

 

    Работа над реализацией  комплексно- целевых  программ 

в 2006 – 2008 гг.

 

На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, учащихся и родителей в начале и конце каждого учебного года делается анализ результатов, достигнутых в ходе реализации Программы, корректирование.

 

Направления деятельности.

 

На 1 ступени – начальная школа:

-   центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей;

-   тесная связь учителя с семьей.

  К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения  учебной программы.

 

 

 

 

На 2 ступени – основная школа:

-   сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни);

-   формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;

-   повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей;

-   формирование коммуникативных и начало вырабатывания рефлексивных навыков;

-    внедрение интегрированных курсов («Мир вокруг нас», ОБЖ и ОЗОЖ);

-    выявление способностей и наклонностей учащихся в рамках предпрофильной подготовки, с целью выбора дальнейшего профиля обучения на III ступени обучения;

-   дифференцированная работа с родительской общественностью, работа попечительского совета и родительского патруля;

-    вовлечение учащихся в кружки по интересам и спортивные секции   на базе школы и учреждений дополнительного образования.

 

В основной школе дети активно включаются в работу школьного самоуправления: участвуют в выборах и работе органов власти и управления Школьным Парламентом

 

На 3 ступени – средняя школа:

-    формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования;

-    развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

-    открытие профильных классов совместно с ВУЗами (СГАУ) и ТУ  г. Вольска;

-    социальная и предпрофессиональная  адаптация;

-    установление непосредственных контактов с преподавателями  ВУЗов и УПК;

-    организация и работа в органах ученического самоуправления.

 

В итоге должны быть обеспечены:

·   усвоение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого и профильного обучения в старших классах;

·   должная профессиональная ориентация;

·   приобретение знаний для продолжения образования;

·   социализация выпускника, включение в активную деятельность ученического самоуправления.

  

 

 

 

5.3.      План  действий  по  реализации  данной Программы.

 

№ п/п

Основные  мероприятия

Сроки

Ответственные

Финанси-

рование

1

2

3

4

5

I.   Сохранение  и  развитие  действующей  системы  образования  в  школе.

 

1

Обеспечить сохранение единой системы с целью получения среднего общего (полного) образования с учетом запросов учащихся и социального заказа родителей.

До 2008г.

Администрация школы

бюджет

2

Изучение социального заказа родителей

2006-2007

Администрация школы

Без финан-

сирования

3

Организация  по желанию родителей и в соответствии с запросами и потребностями учащихся:

-   профильные классы (эколого-биологический, химико-биологический, аграрно-технологический и т.д.)

 

2007 г. сентябрь

Заместитель директора по УВР

Бюджет

4

Разработка нормативно-правовой основы деятельности профильных классов.

2007 г.

май

Заместитель директора по УВР

Без финансирования

5

Организация работы  Попечительского совета школы

Весь период

Директор

Спонсорские

средства

6

Внедрение системы компьютерного обеспечения деятельности школы  (включение в единую информационную сеть  Internet).

 Обучение всего педагогического коллектива по программе «Intel. Обучение для будущего»

2006г.

декабрь

Администрация

 

7

Внедрение в учебно-воспитательный

 процесс здоровьесберегающих технологий

Постоянно

Администрация

Без финансирования

8

Сохранение  и развитие инфраструктуры медицинского обслуживания и оздоровления учащихся и педагогов

Постоянно

Администрация, Вольская ЦРБ, Черкасская участковая больница

Бюджет муниципалитета

9

Обеспечение своевременную подготовку педагогических кадров для работы в предпрофильных и профильных  классах

2007 г.  март

Администрация,

Руководитель предпрофильной подготовки и профильного обучения

Викулова Н.А.

 

10

 Учет детей от рождения до достижения 18 лет

Ежегодно

Администрация

 

Без финансирования

II.Обновление  содержания  образования

 

1

Разработка Концепцию развития школы на период 2006/2010 годы.

2006

Администрация

Без финансирования

2

Разработка Программы преемственности образования на каждой ступени обучения

2007

май

Заместитель директора по УВР

Без финансирования

3

Разработка Программы психологического сопровождения  реализации предпрофильной подготовки в 9-х классах и профильного обучения на III ступени.

2006

апрель

Психолог

Без финансирования

4

Разработка Программы работы библиотеки в соответствии с данной Программой развития

2008

апрель – май

Школьный

библиотекарь

Без финансирования

5

Формирование базы данных учителей и учащихся школы и обобщение передового опыта лучший учителей  в методическом кабинете школы

2008

Заместитель директора по УВР, руководители МО.

Без финансирования

6

Разработка календарно – тематического планирования по предметам и элективным курсам в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения и утверждение их на заседаниях Школьного методического объединения.

2006

сентябрь

Заместители директора по УВР, учителя – предметники

Без финансирования

7

Разработка и выполнение  Программы "Одаренные дети"

Постоянно

Заместители директора по УВР

Бюджет муниципалитета

8

Организация постоянной работы  лектория для родителей "Психолого -педагогические основы воспитания в семье"

2007

Психолог

Внебюджетные средства

9

Организация,  разработка и внедрение папки индивидуальных достижений школьника («портфолио») в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2006

Администрация

Средства Попечительского совета школы

III.   Совершенствование  воспитательной  системы.

 

1

Обеспечение выполнения комплексно – целевых программ с целью создания успешной адаптации учащихся в обществе:

·        «Я – гражданин своей страны»

·        «Родители и дети»

·        «Профилактика вредных для организма явлений»

·        «Каникулы»

·        «Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних»

·        «Основы  здорового образа жизни»

·        «Основы безопасности жизнедеятельности»

Постоянно

Заместитель директора по ВР

Без финансирования

2

Обеспечение выполнения законодательства по защите прав ребенка, предупреждению детской преступности и правонарушений, противодействия негативным социальным процессам, реализация комплексно-целевых программ:

·        «Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних»

·        «Профилактика вредных для организма явлений»                    

Постоянно

Заместитель директора по ВР

Без финансирования

3

 

Организация разработки и внедрения активных форм психолого-педагогического

сопровождения учебного процесса, профилактики школьной и социальной дезадаптации учащихся

2005 – 2008

Администрация, психолог

Без финансирования

4

Расширить участие родительской общественности в образовательном процессе:

·        родительские комитеты

·        Попечительский совет

2005 –

2008

Администрация

Без финансирования

5

Продолжить практику сотрудничества служб по социальной адаптации учащихся

·        школа

·        инспекция ПДН

·        инспектор социальной службы «Семья»

·        Приют «Волжанка» г.Вольска

Постоянно

Заместитель директора по ВР

Социальный педагог.

Без финансирования

6

Создание условий для самореализации детей в системе внеурочной деятельности

2006 – 2008

Заместитель директора по ВР

В рамках бюджета школы на текущий год

7

Продолжить традиции школы, результативное участие в традиционных муниципальных акциях, областных конкурсах и фестивалях

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

Бюджет школы,

муниципалитета

8

Организация и обеспечение деятельности органов ученического самоуправления

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

Без финансирования

IV.    Перспективы  кадровой  политики.

 

1

Обеспечение выполнения комплексно-целевой программы "Кадры"

2006 –

2008

Заместители директора по УВР

Бюджет школы

2

Обеспечение социально-правовых гарантий для педагогов соблюдения охраны труда и техники безопасности

2006 –

2008

Администрация, профком

Без финансирования

3

Разработка плана  повышения квалификации и аттестации педагогов и обеспечение его выполнения

2006 –

2008

Заместители директора по УВР

В рамках бюджета управления образования

4

Разработка и реализация системы мер по самообразованию и отдыху работников школы и членов их семей

2006 –

2008

Администрация, профком

В рамках бюджета управления образования

5

Проведение школьных туров муниципальных  конкурсов:

·        «Учитель года»

·        «Самая классная классная!»

Ежегодно

Администрация, проф. организации

Внебюджетные средства

6

Участие в реализации приоритетного  национального проекта «Образование»

Ежегодно

Администрация,

Управление образования.

Бюджет муниципалитета

V.   Совершенствование  системы  управления  школой

 

1

 

 

 

 

2

Упорядочить нормативно – правовую базу деятельности школы

2006 –

2008

Администрация

 

3

Обновление действующей системы контроля, диагностики анализа и регулирования учебно – воспитательного процесса

Постоянно

Администрация

Без финансирования

4

 

Разработка механизма привлечения спонсорских, интеллектуальных инвестиций в школу.

 

2008

Администрация

Внебюджетные средства

VI.   Создание  здоровьесберегающей  среды  в  образовательном  процессе

 

1

Обеспечение выполнения программ поддержки и сохранения здоровья детей.

Постоянно

Администрация, преподаватель ОБЖ, врач-педиатр.

Бюджет муниципалитета

2

Проведение комплексного изучения состояния здоровья учащихся школы на основании  обследования врачей

Ежегодно: сентябрь, май

Администрация, врач-педиатр

Бюджет муниципалитета

3

Разработка и обеспечение выполнения программы развития массовых видов физкультуры и спорта в школе

2006 –

2008

Заместитель директора по ВР, руководители МО

Бюджет муниципалитета

4

Продолжить практику проведения Дней Здоровья в школе

Постоянно

Заместитель директора по ВР, руководители МО

Без финансирования

5

Поддержка деятельности спортивных секций в школе, обеспечение им условий для результативных тренировок

Постоянно

Заместитель директора по УВР

В рамках бюджета  школы

6

Организация учебы родителей по формированию навыков здорового образа жизни

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Без финансирования

*Сумма предполагаемых расходов ежегодно уточняется.

 

5.4.      Управление  процессом  реализации  Программы

 

Функции  управления

Содержание  деятельности

- информационно-аналитическая

Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно-методического материала о состоянии работы в школе по созданию адаптивной модели.

- мотивационно-целевая

Определение целей совместно с педсоветом, методическим советом, Попечительским советом по деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной на реализацию данной Программы на каждом ее этапе.

- планово-прогностическая

Прогнозирование деятельности коллектива, планирование организации и содержания деятельности коллектива

- организационно-исполнительская

Организация выполнения учебного плана, программы, обобщение педагогического опыта, осуществление повышения квалификации преподавателей

- контрольно-оценочная

Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений учебно-воспитательного процесса в соответствии с  данной Программой.

- регулятивно-коррекционная

Обеспечение поддержания системы учебно-воспитательного процесса в соответствии с данной Программой, устранение нежелательных отклонений в работе школы.

 

5.5. Оценка эффективности реализации Программы.

Реализация задач Программы предполагает достижение следующих основных результатов:

-     повышение качества общего образования;

-     увеличение доступа учащихся и педагогических работников образовательных учреждений области к современным электронным образовательным ресурсам и технологиям;

-     переход на нормативное финансирование учреждений общего образования, за счет которого будет повышена эффективность использования бюджетных средств, выровнена бюджетная обеспеченность муниципальных образовательных учреждений;

Для количественной оценки указанных результатов используется следующая система показателей эффективности Программы.

 

Показатели оценки

эффективности Программы

Фактическое значение показателя на момент разработки Программы

Изменение значений

показателя по годам

Целевое значение на момент окончания действия Программы

2006г.

2007 г.

2008 г.

I. Повышение качества общего образования

Удельный вес выпускников 9-х классов, имеющих в аттестатах отметки только «хорошо» и «отлично»

35%

38%

41%

46%

46%

Удельный вес выпускников 11-х классов, имеющих в аттестатах отметки только «хорошо» и «отлично»

43%

44 %

45%

46%

46%

Удельный вес учащихся, подтвердивших по результатам единых государственных экзаменов годовые отметки

84%

88 %

92 %

96 %

96 %

Удельный вес учащихся 10-11 классов, занимающихся по программам профильного обучения

12%

15%

70%

94%

94%

Удельный вес выпускников 11-х классов, поступивших в вузы на специальности, соответствующие профилю обучения в школе

52%

68%

75%

85%

85%

II. Обеспечение доступа учащихся и работников школы

к современным электронным образовательным ресурсам и технологиям

Обеспеченность учащихся компьютерной техникой (человек на 1 компьютер):

37

29

20

15

15

Удельный вес учителей школы, владеющих информационно-коммуникационными технологиями:

20%

50%

80%

100%

100%

 

5.6.  Ресурсное  обеспечение  выполнения Программы.

 

1. Нормативно – правовое:

·        формирование пакета утвержденных комплексно-целевых программ, обеспечивающих реализацию Программы развития;

·        при необходимости внесение изменений в Устав школы;

·        разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей, школьного ученического самоуправления, родительского соуправления;

 

2.      Программно – методическое:

·        формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение в  предпрофильных, профильных и базовых классах по выполнению государственных стандартов по предметам;

·        разработка рекомендаций по технологии предпрофильной подготовки, профильного, индивидуального обучения;

·        разработка календарно-тематических программ;

·        переход начального звена на программу «Школа 2100»;

·        разработка программы и плана работы Попечительского совета;

 

3.      Информационное:

·        постоянное и полное информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о характере преобразований в школе.

 

4.  Мотивационное:

·        разработка стимулирования результативной деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения);

·        усиление  мотивационной работы среди учеников, родителей и учащихся о необходимости внедрения преобразований в школе;

 

5.  Кадровое:

·        обучение на курсах повышения квалификации учителей, работающих в условиях инновационного режима;

·        подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью деятельности школы;

·        курсовая переподготовка учителей;

 

6.  Организационное:

·        грамотное составление  учебного плана и расписание  работы;

·        составление расписания элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения.

 

7.  Материально-техническое:

·        проведение ремонтных работ кровли, подвалов, системы отопления, холодного водоснабжения, канализации;

·        решение вопроса по остеклению и освещению классных кабинетов, обеспечению их новой мебелью и учебным оборудованием;

·        приобретение новой аудио и видеотехники, демонстрационной техники;

·        подключение к всемирной сети Internet использование интерет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе;

·        пополнение фонда школьной библиотеки учебниками, методической и художественной  литературой.

·        решение вопроса по оснащению класса информатики новыми  современными компьютерами.

 

 

5.7.      Организация  и  контроль  за  выполнением  Программы.

 

Координация и контроль за выполнением Программы, администрация школы оставляет за собой, родительскими комитетами и Попечительским советом школы, в ходе чего:

·        анализируют ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносят предложения на педагогический совет по его коррекции;

·        осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

·        осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и учащихся в ходе реализации данной Программы.

 

 

Сайт создан в системе uCoz